Здоровье. Критерии, обусловливающие здоровье. Биологический анамнез. Особенности антенатального периода

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Здоровье - состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту, гармоническому единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста и развития ребенка.

Одним из важных моментов в процессе формирования здоровья ребенка является контроль его развития, раннее выявление доклинических состояний. При этом на каждом возрастном этапе следует учитывать критерии, обуславливающие здоровье и критерии, характеризующие здоровье.

Критерии, обусловливающие здоровье - это характер течения анте-, интра- и раннего постнатального периодов онтогенеза и факторы в генеалогическом и социальном анамнезах. Эти критерии позволяют прогнозировать здоровье в раннем детстве, определять группы риска.

Биологический анамнез

1. Особенности антенатального периода:

- гестозы беременности

- угроза выкидыша

- экстрагенитальные заболевания матери

- профессиональные вредности у родителей

- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител

- хирургические вмешательства во время беременности

- вирусные заболевания матери во время беременности

2. Отдельные моменты интра- и раннего постнатального периода:

- длительные или стремительные роды

- длительный безводный период

- пособия в родах

- оперативное родоразрешение

3. Состояние новорожденного в интра- и раннем постнатальном периоде:

- родовая травма

- асфиксия недоношенность

- rемолитическая болезнь

- острые инфекционные и неинфекционные заболевания

- ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание

Генеалогический анамнез - сбор родословной, позволяющий проследить признак или болезнь в семье, роду с указанием типа родственных связей между членами родословной.

Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика

Параметры

Благоприятный анамнез

Неблагоприятный анамнез

Характеристика семьи

Семья полная

Семья неполная, когда мать (отец) живет с ребенком одна (один)

Образовательный уровень членов семьи

Высшее или среднеспециальное образование

Нет специального образования

Психологический микроклимат  семьи

Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек

Отношения грубые, в семье бытуют вредные привычки

Жилищно-бытовыe условия и материальная обеспеченность

Отдельная благоустроенная квартира. На одного члена семьи приходится не менее 7 м2

Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 человека меньше прожиточного уровня.

КРИТЕРИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

1. Оптимальный уровень достигнутого физического, нервно-психического и интеллектуального развития, его соответствие хронологическому возрасту.

2. Достаточная функциональная и социальная адаптация ребенка - широкий диапазон приспособительных реакций, толерантность  по отношению к допустимым нагрузкам, адекватное поведение в семье и обществе.

3. Высокая степень сопротивляемости по отношению к неблагоприятным воздействиям - оптимальная иммунологическая реактивность и быстрое преодоление стрессовых реакций.

4. Отсутствие пограничных состояний и признаков заболевания.

Безусловные рефлексы у новорожденных

Название

Методика

Рефлекторные реакции

Срок угасания

Возможные изменения при заболевании

Рефлексы орального автоматизма

Сосатель-ный

Легкое раздражение губ, кончика языка т твердого неба

Сосательные движения

Конец первого года жизни

Отсутствие рефлекса кончика языка и твердого года жизни может быть при поражении головного мозга любой этиологии

Глотатель-ный

Раздражение корня языка, задней стенки глотки, твердого неба

Глотательные или рвотные движения, иногда кашель

Стойкий пожиз ненный

Снижен или отсутствует при поражении головного мозга

Поиско-вый

Прикосновение к щеке в области угла рта

Ребенок поворачивает голо- ву в направлении источника раздражения, делает ищу- щие движения губами

3-4 месяца

Отсутствие указывает на возможное поражение головного мозга

 

Ладонно-рото-

Давление на ладонь в области большого пальца или поглажи вание ладонной по верхности кисти по направлению к большому пальцу

Открывание рта, сопровож- даемое движением углов рта и языка. В отдельных случаях рефлекс сопровожда ется сгибанием головы

2-4 месяца

Отсутствие рефлекса наблюдается при поражении головного мозга, а также при парезах рук (поражение плечевого сплетения на стороне патологического очага)

Хоботко-вый

Поглаживание, по-стукивание по верх-ней или нижней гvбе

Движения губ, вытягивание их в "хоботок"

2-3 месяца

Снижение свидетельствует о возможном поражении головного мозга

Рото- открывающий (подбородочный)

1.Тактильное раз-дражение пальцем по подбородку вверх

2. Тактильное раздражение по подбородку вниз

3. Зрительная стимуляция при виде груди матери или бутылочки с молоком

1.Открывание рта и отклонение головы назад

2.Открывание рта и наклон головы вперед

3. Оживление и рефлекторное открывание рта

3-4 месяца

Угнетение или отсутствие свидетельствует о поражении головного мозга

Кусательный

Вкладывание между десен соска или шпателя

Закрывание рта и удерживание предмета деснами

3-4 месяца

Угнетение или отсутствие свидетельствует о поражении головного мозга

Рефлексы спинального автоматизма

Защитный

Ребенок в поло- жении на животе

Рефлекторный поворот головы в сторону, освобождение носа для дыхания

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
73 Kb
Скачали:
0