Организация медико-педагогического контроля за здоровьем и развитием детей в образовательных учреждениях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ОРГАНИЗАЦИЯ   МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  КОНТРОЛЯ

ЗА  ЗДОРОВЬЕМ  И  РАЗВИТИЕМ  ДЕТЕЙ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ

(руководство для  медиков, педагогов и психологов образовательных учреждений)
II. КОМПЛЕКСНАЯ  ОЦЕНКА  СОСТОЯНИЯ  ЗДОРОВЬЯ  ДЕТЕЙ.

Комплексная оценка состояния здоровья проводится врачами-педиатрами при профилактических осмотрах детей. Она базируется на следующих важнейших критериях здоровья:

1)  наличие или отсутствие факторов риска нарушения здоровья;

2)  наличие или отсутствие хронических заболеваний;

3)  функциональное состояние основных систем организма;

4)  резистентность и реактивность организма;

5)  уровень физического развития;

6)  уровень нервно-психического развития;

7)  соответствие биологического возраста паспортному;

8)  социальная адаптация.

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.

2.1. Факторы риска нарушения здоровья.

Риск в медицинском понимании, означает сочетание условий, которые значительно повышают вероятность утраты здоровья, возникновения, рецидивирования и прогрессирования болезней, а также угрозу стойкой задержки умственного и физического развития.

При наличии факторов риска, т.е. конкретных условий или агентов, повышается вероятность определенного заболевания, его неблагоприятного течения и исходов.

Факторы риска - определенные неблагоприятные воздействия, которые в совокупности снижают резистентность организма и его развитие. Они определяют предрасположенность к заболеванию, а при наличии причины способствуют развитию заболевания.

Ю.В.Вельтищев выделяет следующие факторы риска:

Таблица 1.

Распределение факторов риска

Характеристика и уровни воздействия факторов риска

I. По природе действия

физические, химические, радиационные, биологические

II. По происхождению

экологические (климатические, географические и др.), экопатогенные, генетические, медико-социальные, медико-организационные)

III. По уровню воздействия

популяционный, семейный, индивидуальный

IV. По проявлениям действия

тератогенный, мутагенный, общепатогенный

V. По продолжительности действия

постоянное, периодическое, ограниченное временем

VI. По возрастным периодам детства

опасные для всех возрастов, возрастающее влияние в критические периоды роста и развития

VII. По возможности устранения

устранимые, неустранимые факторы

К биологическим факторам риска относятся особенности антенатального периода (гестозы беременности, угроза выкидыша, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, вирусные заболевания матери и хирургические вмешательства во время беременности, экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности у родителей и т.д.), течение интранатального периода (длительный безводный период, длительные или стремительные роды, пособия в родах, оперативное родоразрешение и т.д.), особенности раннего постнатального периода (асфиксия, недоношенность, родовая травма, гемолитическая болезнь, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.), особенности генеалогического анамнеза.

К социальным факторам риска относятся неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи, вредные привычки у родителей, течение адаптации к новым микросоциальным условиям (детскому дошкольному учреждению, школе) и др.

К психологическим факторам риска относятся неблагоприятный психологический микроклимат в семье, психологическая несовместимость в коллективе сверстников, характерологические особенности и т.д.

Влияние биологических факторов риска на развитие детей особенно велико первые два года жизни. В последующие годы возрастает доля влияния факторов социального и психологического характера.

Взаимодействие биологических, социальных, психологических, экологических и других факторов при воздействии на здоровье ребенка определяется  следующими правилами:

1. Влияние факторов риска на организм ребенка определяется его восприимчивостью и адаптацией к этому фактору.

2. Воздействие биологических факторов риска смягчается благоприятными психологическими, экологическими, социальными условиями жизни и усиливается при их неблагоприятности.

3. На состояние здоровья оказывают влияние как биологические, так социальные и психологические факторы риска, их действие взаимно усиливается.

4. Некоторые факторы риска сказываются на развитии ребенка лишь при условии воздействия дополнительных других факторов риска.

Эти правила учитываются при назначении врачом  мероприятий по профилактике реализации риска. Эти мероприятия носят комплексный медико-социально-психолого-педагогический характер и проводятся врачом, медицинской сестрой, воспитателями, педагогами, психологами, социальными работниками при активном участии членов семьи и привлечении органов правовой, социальной защиты и др.

Своевременное выявление факторов риска на всех  этапах развития ребенка позволяют либо прекратить (при устранении этого фактора риска), либо уменьшить его воздействие методами ослабления самого фактора или увеличения числа благоприятных факторов.

На основании выявленных неблагоприятных биологических, социальных и прочих факторов, возможно распределение детей в группы риска по формированию определенной патологии для целенаправленного проведения профилактических мероприятий.

Прогнозирование нарушений здоровья при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение и школу проводит медицинская сестра, выявляя факторы риска методами сбора анамнеза, выкопировки данных из истории развития ребенка. Она отмечает в форме N 26 результаты прогнозирования и доводит до сведения врача.

При каждом профилактическом осмотре определяется группа риска

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
710 Kb
Скачали:
0