Реабилитация детей из домов ребенка. Проблемы реабилитации детей в домах ребенка. Психотерапевтическая помощь в решении межличностных и внутриличностных проблем у детей в домах ребенка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Реабилитация детей из домов ребенка

Предисловие.[MB1] 

В настоящее время проблема детей, оставшихся без попечения родителей, приобретет особое значение и связи с социальным кризисом, ведущим к изменению нравственного и материального благополучия населения. По данным Госкомстата России, и стране насчитывается более 600 тысяч детей оставшихся без родительского попечения. На сегодняшний день в России функционируют более 250 домов ребенка, в которых находится 20 тысяч детей, среди которых 60%-80% составляют дети с органическим поражением центральной нервной системы, метаболическими нарушениями врожденного и наследственного генеза. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые, но и у них понятие нормы относительно, поскольку с первых дней жизни ребенок, оставленный без попечения родителей, не имеет полноценного общения, необходимою для правильного развития личности.

Учитывая, что государственная политика нашей страны направлена на устройство детей в семью (около 70% сирот обретают приемных родителей), комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает огромное значение и является одной из наиболее актуальных задач современных домов ребенка. В условиях домов ребенка проведение любых реабилитационных мероприятий осложняется синдромом материнской депривации, что в значительной степени усугубляет выраженность симптомов основного заболевания и определяет уровень реабилитационного потенциала ребенка.

Использование в повседневной работе специалистами домов ребенка предлагаемых методик комплексной реабилитации детей, в которых отражен многолетний опыт работы авторов, как нам представляется, поможет в решении насущных проблем наиболее социально незащищенной части нашего общества. Однако авторы не ставили перед собой задачи подробно изложить все методики реабилитационного процесса в этом пособии, сосредоточив свои усилия на общих проблемах работы с детьми в домах ребенка. Некоторые конкретные методики рассмотрены в других пособиях, упомянутых в списке литературы.

В свою очередь, авторы будут искренне благодарны коллегам за присланные замечания и любые предложения, направленные на исправление недостатков данной работы и деловое сотрудничество в дальнейшем.

Авторы

Глава 1

ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА

Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса комплексной реабилитации, включающего раннюю диагностику врожденной и приобретенной патологии, коррекционные медицинские, психологические, педагогические мероприятия, подготовку специалистов, владеющих современными методиками реабилитационного процесса, оснащение реабилитационным оборудованием для формирования физиологических двигательных навыков и коррекции нарушении, пособиями для логопедической и психологической работы.

Целесообразно подчеркнуть необходимость участия в реабилитационном процессе и индивидуальную роль всех специалистов - врача, психолога, инструктора ЛФК (кинезотерапевта), логопеда-дефектолога, педагога-воспитателя - всех, кто составляет единую реабилитационную бригаду*.

В связи с вышесказанным, необходимо отметить, что до сих пор нет четкого понимания различия между реабилитацией и восстановительным лечением. Эти понятия не противопоставляются друг другу, они представляют единый процесс, но лечение направлено на восстановление утраченной или выработку несуществовавшей функции, а комплексная реабилитация - на восстановление личности и се полноценной жизни в условиях социума. Восстановительное лечение является медицинским аспектом проблемы реабилитации (Е.Т. Лильин, 2000г.).

Реабилитационные мероприятия в домах ребенка должны быть направлены не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию созревания и перестройку функциональной активности всех звеньев сенсомоторного анализатора за счет развития компенсаторных механизмов и строится по следующей схеме:

1. Развитие физиологических возрастных двигательных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций. В дальнейшем авторы часто будут изменять термин «инструктор ЛФК» на «кинезотерапевт», поскольку лечение движением (кинезотерапия) имеет значительно более широкое применение и этот термин много чаще используется в современной литературе. Аналогичным образом воспитатели или педагоги, имеющие навыки работы с компьютером, могут быть названы воспитателями-программистами. И, наконец, главное. К сожалению, до настоящего времени в соответствующие перечни не введена столь необходимая сейчас специальность «реабилитолог». Однако авторы позволили себе постоянно употреблять подобный, еще не приобретший официальный (штатный) статус, термин. подчеркивая этим. что реабилитологом может называться не только врач, но и представители психолого-педагогического коллектива, имеюище непосредственное отношение к комплексной реабилитации ребенка.

2. Реабилитационные  мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, психоэмоционального, интеллектуального и речевою дефекта ребенка.

3. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование адекватной информации, стимулирующей развитие всех звеньев двигательного и речевого анализаторов, а также способствующей выработке новых коммуникационных навыков.

4. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка.

Особое внимание необходимо уделить проблеме физиологической последовательности овладения ребенком возрастными двигательными актами, которые являются основой для формирования вертикализации, статики, локомоции, навыков самообслуживания, а также психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций. Можно выделить следующие основные этапы:

1. Развитие возрастных физиологических двигательных навыков у детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года), раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и дошкольного возраста.

2. Коррекция двигательных нарушений у детей грудного возраста, раннего и дошкольного возраста.

3. Развитие навыков самообслуживания и бытового приспособления у детей названных возрастных групп.

4. Развитие речевой функции у детей грудного возраста, раннего и дошкольного возраста.

5. Коррекция речедвигательных нарушений у детей указанного возрастного

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
251 Kb
Скачали:
0