Личность как социальный субъект
(как предмет социально-психических исследований)
П л а н
1. Личность как предмет исследования социальной психологии.
2. Субъективность личности.
3. Подходы в рассмотрении социально-психологических качеств личности.
4. Базовые социально-психологические качества (свойства) личности.
5. Личность как субъект общения.
6. Структура личности.
7. Социально-психологические свойства и способности в структуре личности.
8. Диспозиции личности.
9. Социализация личности.
10. Социальная адаптация
Литература:
1. Андреева Г.Н. Социальная психология – М. 1998
2. Асмолов А.Г. Личность как объект психологического исследования – М. 1984
3. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности – Л. 1983
4. Ядов В.А. Социальная идентификация личности – М. 1994
5. Социальная психология – Курс лекций – М. 1997
6. Рейнвольд Н.И. Психология личности – М. 1987
Личность как предмет исследования социальной психологии
Проблема личности в социальной психологии является одной из центральных проблем. Однако длительное время в процессе определения предмета исследования соц. Психологии считалось общение, общности, группы, а исследованием личности занималась общая психология. Но так или иначе акцент был сделан на личность, так как любой микро и макросоциум состоит из личностей и процесс общения осуществляется через личности. Кроме того общая и возрастная психология не могут дать полное понимание личности, так как многие ее черты имеют социальную обусловленность.
Социологический подход к исследованию социально-психологических явлений сместил фокус интересов социальной психологии на микроструктуру общества, первичным элементом которой является личность.
Социальная психология не исследует специальный вопрос о социальной обусловленности личности не потому, что этот вопрос не является для нее важным, а потому, что он решается всей психологической наукой, и в первую очередь общей психологией.
Социальная психология, пользуясь определением, личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, то есть прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.
Для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты.
Социально-психологический подход в исследовании личности отличается от общепсихологического тем, что в первом изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей – нет.
Социальная психология рассматривает:
1. Поведение и деятельность социально-детерминированной личности в конкурентных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, от чего зависит величина этого вклада. Это и проблема лидерства и влияния личности на микро- и макросоциум.
2. Выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.
3. Проблемы социализации и социальной адаптации личности.
4. Проблемы формирования социальных установок.
5. Вопросы исследования социально-психологических качеств личности и закономерности их развития.
Субъективность личности
В соиальной психологии личность рассматривается как социальный субъект.
Человеческая субъективность (И. А. Ильчева) – это
Во-1-х, психический духовный мир человека, который находит концентрированное выражение в самосознании своего «я», рождающегося в общении с другим «я».
Во-2-х, язык, речь и другие знаковые системы, возникающие из потребности в общении.
В-3-х, самореализация, самоутверждение человека в различных видах деятельности, необходимым условием которой является общение.
В-4-х, самоутверждение человека в другом человеке, то есть в общении.
Подходы в рассмотрении социально-психологического качества личности
Социально-психологические качества в социальной психологии трактуются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.