Социализация личности. Исследование детерминации ухода детей из семьи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                                       СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, нормы и ценности, обеспечивающие ему способность общаться и взаимодействовать с другими людьми в процессе социализации. Социализация как объективная реальность жизнедеятельности человека обусловлена:

- во-первых, его потребностью адаптироваться и успешно развиваться в социальной среде (быть понятым, принятым, защищенным, одобряемым, иметь благоприятные возможности  самовыражения и саморазвития);

- во-вторых, возможностью и потребностью использовать совокупный общественный опыт для успешной жизнедеятельности, удовлетворять свои витальные (базовые) и духовные потребности.

Н.И. Шевандрин социализацию рассматривает как процесс и результат включения индивида в социальные отношения [25, с.194  ]. Более широкую трактовку понятия дает Б.Д. Парыгин. Он определяет ее как многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду. Данное вхождение предполагает: социальное признание; общение; освоение навыков практической деятельности (включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей); активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие [12, с. 112  ].

Исходя из выше изложенного, справедливо предположение о том, что социализация имеет две стороны. Первая сторона процесса социализации заключается в усвоении социального опыта (характеристика того, как среда воздействует на человека). Вторая его сторона характеризует факт воздействия человека на среду с помощью деятельности, в процессе которой развивается и он сам как социальный субъект.

Таким образом, социализируется индивид, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Эта  активность, по мнению Г.М. Андреевой, обусловлена тем, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует от индивида принятия определенных решений. Оно включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности [  ]. Личность активна в силу того, что у нее существуют потребности и она интерриоризирует, т.е. “преломляет” социальный опыт через их призму, в силу субъективного осознания его полезности для себя.

Однако, не смотря на то, что социализация является важным процессом в жизнедеятельности каждого человека, педагоги, психологи, социальные работники сталкиваются с проблемой десоциализированной личности (в частности  личности с асоциальным, деликвентным, девиантным, креминагенным, суицидальным поведением).

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, интерриоризацию индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Для определения действенных профилактических мер, направленных на предупреждение десоциализации, социальным работникам важно знать порождающие ее факторы. С этой целью рассмотрим, где и каким образом происходят нарушения процесса позитивной социализации граждан.

Феномен социализации связан с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». В отдельных научных источниках данные термины рассматриваются как идентичные социализации.  Г.М. Андреева и Б.Д. Парыгин в своих исследованиях убедительно показывают неверность такой позиции 

[  ], хотя возможность точного разведения этих понятий вызывает сомнение в силу их взаимного проникновения.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание, обучение, целенаправленное развитие личности, на наш взгляд, можно считать не только факторами, но и неотъемлемыми составными частями  социализации. Именно в деформации этих процессов мы усматриваем основные причины ее нарушения.

Воспитание   Н.И. Шевандриным рассматривается как деятельность, специально организованная с целью передачи общественного опыта индивиду и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств[  ].  Но авторитарное воспитание, в дошкольном учреждении, в школе, в вузе или в армейской среде, базирующееся на подавлении свобод и инициативы личности, ставящие под угрозу удовлетворения ее базовой потребности в безопасности, деформирует процесс социализации.

Обучение, как процесс передачи знаний и умений  играет важнейшую роль в познании мира молодыми людьми. Но, если оно: связано с большими физическими, интеллектуальными

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
87 Kb
Скачали:
0