Понятие и значение социальных установок в жизни и деятельности личности. Аттитюды как психические феномены (строение, содержание и функции)

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

              Лекция   №_4_      СОЦИАЛЬНЫЕ  УСТАНОВКИ

П Л А Н

1. Понятие и значение социальных установок в жизни и деятельности личности

2. Аттитюды как психические феномены (строение, содержание и функции)

3. Иерархическая структура диспозиций личности

4. Развитие и коррекция социальных установок

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

2. Асмолов А.Г., Ковальчук  М.А. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979

4. Моргун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. – Л., 1983.

5. Надирашвили Л.А. Понятие установок в общей и социальной психологии. – Тбилиси, 1974.

6. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. – М., 1966

7. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.

           1.  Понятие и значение социальных установок в жизни и деятельности личности

В изучении личности как социального феномена важное место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации дает нам возможность понять, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то исследование социальных установок отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт интерриоризирован  (преломлен) личностью и конкретно проявляет себя в ее поступках, действиях, поведении.

Исследование социальной установки позволяет понять взаимосвязь между потребностями, мотивами побуждающими к действию и формами поведения личности в тех или иных ситуациях.

В отечественной психологии принято определение установки данное Д.Н. Узнадзе: « Установка – это целостное динамическое состояние  субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей  объективной ситуацией».    

Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от  ситуативной.

Однако определение установки по Узнадзе не совсем подходит к определению установки социальной. Предложенное понимание установки не связано  с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант. определяющих саму природу социальной ситуации. в которой личность действует.

Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе, по мнению Г.М. Андреевой,  более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека.

И.Н. Мясищев рассматривал социальную установку в концепции «отношений человека». Он писал, что отношение и есть  своеобразная преддиспозиция, предрасположенность к каким то объектам, которые позволяют ожидать раскрытия себя в реальных актах действий.

Л.И. Божович рассматривала социальную установку как направленность личности, определяющая готовность человека к определенному поступку, действию, поведению.

           2. Аттитьюды как психические феномены – их строение, содержание и функции

Аттитьюдами в социальной психологии и социологии называют психические феномены, выражающие отношение человека к различным социально значимым объектам – к окружающим людям, группам и социальным институтам, к произведениям культуры, науки и искусства, к видам и способам деятельности, к стилям жизни, к социально значимым явлениям природы и т.п. (Магун В.С.)

Исследованием аттитьюдов занимались Г. Оллпорт (1935), У. Макгайр (1969), Г. Келман ( 1974), В.А. Ядов, П.Н. Шихирев, Ш.А. Надирашвили, Р. Тэрсоун, А.Г. Асмолов, Г.М. Андреева, И. Айзен,  М. Фишбайн,  М. Смит,  Д. Креч,  Р. Кратчфилд и др.

Несмотря на столь широкую популярность аттитьюдов, теоретические представления о них пока еще недостаточно соотнесены с более общими психологическими понятиями, характеризующими процессы регуляции деятельности: потребность (индивидуальная или социальная), благо, мнение, убеждение, оценка, эмоция, мотив. Хотя предпосылки для подобного соотнесения уже имеются, исследования аттитьюдов все еще остаются изолированными от психологии мотивации и регуляции деятельности, от изучения потребностей и эмоций. Это затрудняет исследование феноменов, касающихся аттитьюдно-поведенческих соотношений.

В многообразных описаниях аттитьюдов можно четко выделить два класса эмпирических характеристик: 

А) характеристики функций, выполняемых аттитьюдами в рамках более широких систем субъекта;

Б) характеристики собственного, внутреннего состава и содержания аттитьюдных феноменов.

Рассмотрев 16 различных  определений аттитьюда, Г. Оллпорт пришел к выводу, что в каждом из них в качестве существенной характеристики аттитьюда является готовность к реакции.

Аттитьюд – это нечто зарождающееся, подготовительное, начальное, нежели явное, завершенное (Магун В.С.). Это не поведение, а предпосылка.

Часть ученых  отождествляли его с диспозицией, часть – с установкой

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
53 Kb
Скачали:
0