МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..…………………………………………………………………3
ГЛАВА - 1. Теоретические основы психологической коррекции эмоциональных состояний детей средствами изобразительной деятельности
1.1. Сущность, виды и методы психологической коррекции эмоциональной сферы ребенка…….………………………………………………………… 8
1.2. Психокоррекционные и психотерапевтические возможности рисования в психологической литературе…..…………………………………………..26
1.3. Своеобразие серийного рисования как средства психологической коррекции эмоциональной сферы ребенка…..……………………………………35
ГЛАВА – 2. Содержание и методика экспериментальной работы
2.1. Исследование эмоциональных нарушений у младших подростков……….43
2.2.Разработка метода серийного рисования…………………………………… .59
2.2. Экспериментальная апробация метода серийного рисования …………….
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………………..
2.4. Методические рекомендации практическому психологу по применению метода серийного рисования в психокоррекции эмоциональной сферы ребенка….
Заключение………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Психокоррекция эмоциональных состояний ребенка, безусловно, является важным, но достаточно сложным направлением работы психолога, так как предполагает владение знаниями и практическими умениями в области психодиагностики, психологического консультирования и психотерапии. Теоретически речь идет о разных сферах деятельности психолога, но на практике психокоррекция немыслима без психодиагностики, которая не только предваряет коррекционную работу, но и осуществляется по ее ходу в виде наблюдений, анализа моделируемых ситуаций и продуктов деятельности, бесед и т.п. Коммуникация между психологом и ребенком в процессе коррекционной работы обязательно содержит элементы психологического консультирования. В коррекции психических состояний психологи нередко пользуются психотерапевтическими методами и техниками.
Собственно говоря, сама коррекция психических состояний является результатом совокупного влияния: деятельности, осуществляемой самим пациентом под руководством психолога; информации коммуникатора на когнитивную систему и чувства реципиента, вызывающего психотерапевтический эффект; рекомендаций психолога (консультирование), которые возымеют должный эффект через некоторое время; других форм воздействия.
Неслучайно ученые-психологи [5, 10, 15, 22, 34] указывают на эффективность таких форм, методов и средств работы с пациентом, которые объективно обусловливают оптимальное сочетание различных психокоррекционных или психотерапевтических факторов воздействия на его разум и чувства. Так, например, у трудных пациентов по мнению С. Габель [14, С.4] часто возникают проблемы с вербальным контактом во время терапии. Всевозможные техники «воображения», «проекции» и «визуализации», созданные специально для диагностики, установления контакта и лечения пациентов, у которых существуют проблемы с самовыражением при помощи слов или другим способом, могут дать точную вербальную информацию и полный доступ ко всем аспектам личности в ходе коррекционной или психотерапевтической работы. В этой связи перед психологом раскрываются широчайшие возможности графических методов и, особенно, серийного рисования в диагностической и коррекционной работе.
За сравнительно недолгую историю графических методов, применяемых с целью исследования индивидуально-психологических особенностей человека, разработано множество специальных приемов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств.
Широко известны тесты «Пиктограмма» А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейна. Г.В. Биренбаум, Б.Г. Херсонского, «Рисунок человека» Ф. Гудинаф, Д. Харрис, «Дерево» К. Коха, «Рисунок семьи» В. Вульфа, «Дом-дерево - человек» Д. Бука и их модификации В. Хьюлс, А.И. Захарова, Л. Корман, Г.Т. Хоментаускас, Е.Т. Соколовой и др.
Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по своему интерпретировать ее. Поэтому полученный результат, по мнению Е.С. Романовой [35,C.5], в значительной мере несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т.д. Это создает благоприятные условия для использования рисования в психотерапевтической и психокоррекционной работе.
Однако при всем разнообразии методов, в целом получивших название графических, их возможности еще недостаточно широко раскрыты. С одной стороны, в практической сфере используется незначительное количество вариантов заданий и тем изображения, а с другой – отсутствует внимание к проверке их на валидность, надежность получаемых данных и интерпретаций.
В каждом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. И трудность методической задачи состоит в том, чтобы максимально контрастно выделить то, что принадлежит автору изображения, отчленив его от того, что составляет нормативную, «неавторскую» сторону изображения – канву стандартной ситуации, влияние стандартов задания, содержание общего смысла сообщения и т.п. Но это весьма трудно сделать, поскольку в субъективном графическом продукте воедино слиты и выражаются совместно, с одной стороны, - смысл (сообщение), отношение автора, его способности, а с другой – ограничения на это выражение со стороны культуры (норм графики), материала изображения, структуры графического задания (дом, дерево, человек и т.п.) и, наконец, возраста человека (например, специфических этапов развития графических умений и навыков ребенка).
За многими достоинствами графических методов в диагностике, коррекции и терапии (простотой, доступностью их применения, значительным интересом к ним пациентов и др.) стоят высокие требования к специалисту – психологу, использующему их. Необходима длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации, умение правильно формировать сложный комплекс диагностических и психокоррекционных методик, рационально сочетать их с другими методами и приемами работы.
Вышеизложенные рассуждения позволили обосновать актуальность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.