Проблема тревожности в современных научных исследованиях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Научно-психологическое изучение страха и тревоги ведет свое начало от труда Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» [1872]. Его взгляды на страх основываются на двух основных положениях:

во-первых, на том, что способность к переживанию страха, являясь врожденной        особенностью, играет значительную роль в процессе естественного отбора;

 во-вторых, на том, что на протяжении жизни множества поколение этот адаптивный механизм совершенствовался, т.к. выживал тот, кто искуснее избегал и преодолевал опасности.

В своей периферической теории Джеме Ланге тоже отмечал, что страх -это неподдельный и онтогенетические ранний инстинкт человека. Страх рассматривается автором как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. А тревога понималась Д.Ланге как одна из форм страха. Особое внимание уделяется боязни одиночества, темноты  и сверхъестественных явлений. А одиночество в детстве служит одним из главных источников страха.

Понимание страха как инстинкта проявляется у У.Мак-Дауголла. И главная особенность инстинкта страха - это бегство. У.Мак-Дауголл считал, что главными являются чувства, связанные с «Я» человека. Именно вокруг них формируются другие чувства, составляя ядро характера человека и обуславливая различия в поведении и в склонностях к переживанию определенных эмоций.

Таким образом, в классических теориях эмоций страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу, и страх носит врожденный характер.

3. Тревожность и страх в теории научения.

Согласно взглядам классиков теории научения тревожность и страх -очень близкие явления. И тревожность, и страх - эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса. Рассмотрение страха как врожденной эмоции наиболее ярко проявилось в работах основателя бихевиоризма Дж. Уотсона, который относил к числу первых эмоций: страх, гнев, любовь. Дж. Уотсон считал, что развитие страха осуществляется по линии расширения его объектов и происходит на основе условных рефлексов. Проведя исследования по преодолению приобретенного страха, автор приходит к выводу о значительной устойчивости приобретенного страха. Вызвать приобретенный страх легко, а добиться его угасания чрезвычайно трудно.

Существенное влияние на изучение тревожности в русле теории научения оказала «концепция влечения» К.Л.Хала, которая легла в основу работ по тревожности в социальной теории научения, являющейся попыткой синтеза научения и психоанализа. Большое внимание в социальной теории научения отводится исследованию сигнальной функции тревожности (страха). Так, по мнению О.Х.Маурера, тревожность (условный страх) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основные (первичные) эмоции подкрепления тревожность и надежда. Облегчение и разочарование  вторичны, они представляют уменьшение основных эмоций: облегчение - тревожности (страха), разочарование - надежды. Влияние тревожности (как ситуативной, так и устойчивой) на деятельность широко изучалось в социальной школе научения К.В.Спенсом и Дж. Тейлором. Они рассматривали тревожность (отличая ее от страха) как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер. Было введено понятие «уровень тревожности».

Таким образом, согласно теории научения отрицательные факторы-раздражители (например, травмы, конфликты) обычно вызывают тревогу и страх, а избегание этих раздражителей служит положительным подкреплением.  Фиксация неправильных,  неадаптивных форм их преодоления и обуславливает психические и невротические нарушения. Такое понимание предполагает основной путь в преодолении страха и тревоги, лечения неврозов и психозов - избавление от симптома (неправильной формы поведения) или переучивание (выучивание адаптивных форм поведения).

4. Тревожность и страх в классическом психоанализе.

Впервые проблема тревожности была поставлена и рассмотрена в трудах

Похожие материалы

Информация о работе