Адаптация первоклассников в школе. Дифференцированный подход к построению интегрального показателя школьной адаптации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Таким образом, видно, что старшая школа несколько «выпадает», хотя учитывая возрастные особенности учащихся на данном этапе, им было бы интересно заняться самопознанием, раскрытием своего внутреннего «Я»

Что касается выпускников, то в связи с введением новой формы сдачи экзаменов (тестирование), ШПС был разработан ряд мероприятий: беседы «Экзаменационное тестирование… Что это такое?», «Стресс. Пути преодоления», «Правильная подготовка к экзамену – это уже полпути к успеху» и занятия на снятие тревожности  и активизацию уверенности в себе, в своих силах. Но, к сожалению, вся эта работа осталась лишь на бумаге, не смотря на то, что она предлагалась кл. руководителям и висело объявление для ребят – никто не заинтересовался.

  За этот период была организована работа факультатива по психологии «Познай себя» для учащихся 4-х классов с целью развития познавательной деятельности (инициировать ребят на изучение своих индивидуальных особенностей), воспитания положительной мотивации к процессу обучения. Надо сказать, что эта форма работы вызвала у ребят живой интерес и они с удовольствием посещали занятия, но воспринимали их скорее как игру, развлечение, место, где можно пообщаться, рассказать о себе и своих проблемах и в тоже время через игровые упражнения, сами того не замечая, развивали познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и т.д.)

  Проводились занятия на общение в начальной школе :

  1-е классы: 26.01.04; 3.02.04; 30.03.04.

  3 «А»: 23.01.04; 30.01.04; 13.02.04; 20.02.04.

  В сентябре-октябре 2003г. – в 6-х классах.

 Занятия на снятие тревожности по итогам диагностики в 4// (коррекция):

  20.01.04; 27.01.04 – 4 «В»

  14.01.04; 21.01.04; 28.01.04 – 4 «Б».

Участие в организации классного часа в 10 «Б», посвященному теме ответственности и свободе личности…

  В течение года проводилась индивидуальная работа коррекционной направленности по запросу либо преподавателей, либо родителей. В основном это были ребята из начальной школы, которые в силу своих индивидуальных особенностей не справляются с учебной программой.

  С целью психологического просвещения в этом году был организован выпуск газеты «Психологический вестник». Первый выпуск был посвящен разъяснению содержания работы психолога (что изучает психология, кто такой психолог, с какими проблемами к нему можно обратиться) + общие рекомендации.

Второй выпуск раскрывает вопросы воспитания в себе таких качеств личности, как самодисциплина и организованность, информация о пользе привычки.

Третий выпуск был сделан для выпускников, где описывалось правильное поведение в ситуации стресса (что такое стресс, как с ним «бороться»).

  В первом полугодии было подготовлено сообщение на МО русск.яз. на тему: «Психологические факторы, влияющие на процесс обучения».

Во втором полугодии ШПС готовилось МО для учителей нач. школы: «Личностный подход к «трудным» детям, профилактика трудновоспитуемости».

  На пед.совете , посвященному теме «Адаптирующие пед. технологии в личностном подходе, в воспитании и образовании «трудных» учащихся», работа велась в форме круглого стола, где было выступление ШПС на тему «Психологический анализ трудностей эффективного взаимодействия с детьми девиантного поведения», которое отражало основные принципы позитивного взаимодействия.

  Были подготовлены сообщения к родительским собраниям:

Подготовительный «Б» - особенности периода адаптации к обучению в школе.

1 «Б», 3 «А» - возрастные особенности, анкета «Какой я родитель?».

2 «А» - по итогам диагностики класса (эмоц. сфера)

4 «В» - причины неуспеваемости, рекомендации + результаты диагностики.

6 «В» - возрастные особенности+ознакомление с результатами методики»психологическая лабильность, социометрия, характерологические особенности каждого учащегося и результаты анкеты, отражающие отношение к школьным предметам, к предстоящему уклону.

4 «А» - возрастные особенности + анкета (цель: изучение отношения к уч.предметам, особенности выполнения д\з.

5 «В» - сообщение о результатах проводимой работы (анкета+социометрия).

  В течение года проводились консультации и, необходимо отметить, что родители достаточно часто посещали ШПС и хорошо шли на контакт, были заинтересованы в решении проблем своих детей. Всего было проведено 54 консультации:

Согласно годовому плану была запланирована работа с молодыми специалистами, был собран материал , но работа круглого стола по теме «Воля, как фактор развития активности, самостоятельности и ответственности к уч.-восп. Процессу учащихся» не проводился.

Отдельно следует отметить работу с учащимися девиантного поведения. В течение года с ребятами проводилась диагностика, беседы и занятия, которые проводились в группах, и были направлены на снятие тревожности, агрессивности, на развитие волевых качеств личности, уверенности в себе; тренинги «Общение в конфликте» и «Умение сказать «нет».Данная форма работы нашла отклик у учащихся, но анализ работы показывает, что целесообразно проводить профилактические мероприятия  с ребятами, у кого вопросы с дисциплиной, в начальной школе, т.к. это будет более эффективно.

Итак, из выше изложенного можно сделать следующий вывод:

1.  ШПС необходимо скоординировать свою работу таким образом, чтобы был тесный контакт с кл.руководителями начальной школы (в целях профилактики трудновоспитуемости) и старшего звена ( цель – создание условий для лучшей самореализации учащихся).

2.  В целях психологического просвещения разнообразить формы

Похожие материалы

Информация о работе