Таким образом, видно, что старшая школа несколько «выпадает», хотя учитывая возрастные особенности учащихся на данном этапе, им было бы интересно заняться самопознанием, раскрытием своего внутреннего «Я»
Что касается выпускников, то в связи с введением новой формы сдачи экзаменов (тестирование), ШПС был разработан ряд мероприятий: беседы «Экзаменационное тестирование… Что это такое?», «Стресс. Пути преодоления», «Правильная подготовка к экзамену – это уже полпути к успеху» и занятия на снятие тревожности и активизацию уверенности в себе, в своих силах. Но, к сожалению, вся эта работа осталась лишь на бумаге, не смотря на то, что она предлагалась кл. руководителям и висело объявление для ребят – никто не заинтересовался.
За этот период была организована работа факультатива по психологии «Познай себя» для учащихся 4-х классов с целью развития познавательной деятельности (инициировать ребят на изучение своих индивидуальных особенностей), воспитания положительной мотивации к процессу обучения. Надо сказать, что эта форма работы вызвала у ребят живой интерес и они с удовольствием посещали занятия, но воспринимали их скорее как игру, развлечение, место, где можно пообщаться, рассказать о себе и своих проблемах и в тоже время через игровые упражнения, сами того не замечая, развивали познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и т.д.)
Проводились занятия на общение в начальной школе :
1-е классы: 26.01.04; 3.02.04; 30.03.04.
3 «А»: 23.01.04; 30.01.04; 13.02.04; 20.02.04.
В сентябре-октябре 2003г. – в 6-х классах.
Занятия на снятие тревожности по итогам диагностики в 4// (коррекция):
20.01.04; 27.01.04 – 4 «В»
14.01.04; 21.01.04; 28.01.04 – 4 «Б».
Участие в организации классного часа в 10 «Б», посвященному теме ответственности и свободе личности…
В течение года проводилась индивидуальная работа коррекционной направленности по запросу либо преподавателей, либо родителей. В основном это были ребята из начальной школы, которые в силу своих индивидуальных особенностей не справляются с учебной программой.
С целью психологического просвещения в этом году был организован выпуск газеты «Психологический вестник». Первый выпуск был посвящен разъяснению содержания работы психолога (что изучает психология, кто такой психолог, с какими проблемами к нему можно обратиться) + общие рекомендации.
Второй выпуск раскрывает вопросы воспитания в себе таких качеств личности, как самодисциплина и организованность, информация о пользе привычки.
Третий выпуск был сделан для выпускников, где описывалось правильное поведение в ситуации стресса (что такое стресс, как с ним «бороться»).
В первом полугодии было подготовлено сообщение на МО русск.яз. на тему: «Психологические факторы, влияющие на процесс обучения».
Во втором полугодии ШПС готовилось МО для учителей нач. школы: «Личностный подход к «трудным» детям, профилактика трудновоспитуемости».
На пед.совете , посвященному теме «Адаптирующие пед. технологии в личностном подходе, в воспитании и образовании «трудных» учащихся», работа велась в форме круглого стола, где было выступление ШПС на тему «Психологический анализ трудностей эффективного взаимодействия с детьми девиантного поведения», которое отражало основные принципы позитивного взаимодействия.
Были подготовлены сообщения к родительским собраниям:
Подготовительный «Б» - особенности периода адаптации к обучению в школе.
1 «Б», 3 «А» - возрастные особенности, анкета «Какой я родитель?».
2 «А» - по итогам диагностики класса (эмоц. сфера)
4 «В» - причины неуспеваемости, рекомендации + результаты диагностики.
6 «В» - возрастные особенности+ознакомление с результатами методики»психологическая лабильность, социометрия, характерологические особенности каждого учащегося и результаты анкеты, отражающие отношение к школьным предметам, к предстоящему уклону.
4 «А» - возрастные особенности + анкета (цель: изучение отношения к уч.предметам, особенности выполнения д\з.
5 «В» - сообщение о результатах проводимой работы (анкета+социометрия).
В течение года проводились консультации и, необходимо отметить, что родители достаточно часто посещали ШПС и хорошо шли на контакт, были заинтересованы в решении проблем своих детей. Всего было проведено 54 консультации:
Согласно годовому плану была запланирована работа с молодыми специалистами, был собран материал , но работа круглого стола по теме «Воля, как фактор развития активности, самостоятельности и ответственности к уч.-восп. Процессу учащихся» не проводился.
Отдельно следует отметить работу с учащимися девиантного поведения. В течение года с ребятами проводилась диагностика, беседы и занятия, которые проводились в группах, и были направлены на снятие тревожности, агрессивности, на развитие волевых качеств личности, уверенности в себе; тренинги «Общение в конфликте» и «Умение сказать «нет».Данная форма работы нашла отклик у учащихся, но анализ работы показывает, что целесообразно проводить профилактические мероприятия с ребятами, у кого вопросы с дисциплиной, в начальной школе, т.к. это будет более эффективно.
Итак, из выше изложенного можно сделать следующий вывод:
1. ШПС необходимо скоординировать свою работу таким образом, чтобы был тесный контакт с кл.руководителями начальной школы (в целях профилактики трудновоспитуемости) и старшего звена ( цель – создание условий для лучшей самореализации учащихся).
2. В целях психологического просвещения разнообразить формы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.