Поддержка принятия управленческих решений

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Что такое принятие решения?

Процесс принятия решений - это отдельная часть менеджмента и имеет место во всех его сферах и уровнях деятельности. Естественно, решения применяются повсеместно, но все кто участвуют в этом процессе идут по одному пути. Все они должны решить каким-то образом, что они хотят видеть в конечном результате или рассмотреть возможные варианты решения, которые для них наиболее важны или желательны, и после этого проанализировать создавшуюся ситуацию.

H. A. Саймон, ведущий специалист в менеджменте принятия решений, считает, что принятие решений охватывает четыре основных стадии: возникновение причины, требующей принятия решения, поиск возможных способов действия (или альтернатив), выбор среди способов действия, и оценка предыдущих выборов.

Важно понять, что хотя существует общая схема действия, и от понимания, планирования, выбора и проверки, в любое время возможно возвращение на стадию назад. Например, человек, принимающий решение на стадии выбора, не находит подходящей альтернативы среди возможных в настоящий момент, может вернуться на стадию планирования, чтобы разработать другие альтернативы. Принятие решений - это интерактивный процесс и хотя важно выделять его стадии, чтобы разобраться в нем и обсудить, очень мало решений принимаются в этой четкой, логической последовательности. Существует обратная связь, взаимосвязь между решениями, кроме того - чутье, интуиция, уверенное суждение и творческий . Стадии принятия решения Саймона:

· Стадия 1. ПОНИМАНИЕ - Поиск среды для условий, нуждающихся в решении.

· Стадия 2. ПЛАНИРОВАНИЕ - Создание, разработка и анализ возможных способов действия. Включает процесс осознания проблемы, генерирования решений и их обоснование.

· Стадия 3. ВЫБОР - Выбор альтернатив или способов действия из возможных. Решение принято и готово к принятию в действие.

· Стадия 4. ПРОВЕРКА - Критическая оценка предыдущих выборов.

Принятие решения базируется на информации. Информация - это сигнал того, что есть проблема, информация необходима для определения и структурирования проблемы, для исследования и выбора между альтернативными решениями и информация необходимая для предвидения эффектов после выполнения решения.

Программируемые и непрограммируемые решения

Саймон классифицирует решения по двум категориям в зависимости от степени запланированности процесса принятия решений. Суть программируемых и непрограммируемых категорий в следующем:

· Программируемые решения:

· Характеристики: повторяющиеся, рутинные, заранее известна их роль и процедура, часто автоматические, обычно включают "вещи", а не людей, могут быть делегированы на нижних уровнях организации.

· Примеры: решения по управлению уровнями запасов, загрузке машин, расписанию.

· Непрограммируемые решения:

· Характеристики: новые, не рутинные, их роль неизвестна, высокая степень неуверенности, не могут быть делегированы на нижние уровни, могут включать "вещи", но всегда - людей.

· Примеры: приобретение, слияние, выпуск нового продукта, личные встречи.

· Замечание: Альтернативные условия для этих двух категорий могут быть структурированными и неструктурированными.

Эти две категории должны быть рассмотрены как окончательные варианты различных типов принятия решений, включающие элементы обоих категорий. Условия программируемых и не программируемых решений никак не связано с компьютерным процессом. Речь идет о природе процесса принятия решений и степени предварительного планирования процесса.

Существует связь между уровнем менеджмента и типом решения; программируемые решения шире применяются на нижних уровнях, а более неструктурные решения на высших уровнях, но это не абсолютное правило. Некоторые решения высокого уровня содержат структурные элементы, примером может быть решение о замене оборудования, которое, скорее всего, будет принято на самом высоком уровне, однако используется анализ замены и техника оценки инвестиций.

Уровни принятия решений

Принятие решений имеет место на каждом уровне менеджмента организации, хотя значительно различающиеся характеристики присутствуют на каждом уровне. Каждый уровень имеет в значительной степени различные информационные

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
65 Kb
Скачали:
0