Младший школьник на своей стадии развития уже обладает многоплановой самооценкой. Большинство исследователей отмечают в качестве важнейшей линии психического развития в данном возрасте становление системы произвольной регуляции, и, прежде всего, развитие самоконтроля.
Параллельно (а затем и взаимосвязано) с развитием самоконтроля совершенствуется самооценка, а также другие стороны саморегуляции.
Какие же изменения происходят в типе субъектности ребенка в период младшего школьного возраста. А. Г. Асмолов предполагал, что именно в этом возрасте начинает складываться самооценка - обобщенное (т. е. устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.[2, с 205]
Совершенствование речи неотделимо от развития умственных способностей ребенка. Именно с помощью языка происходит выражение мыслей (А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин и др.). Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие понятия. Поэтому овладение языковыми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) является важным условием развития мышления и усложнения познавательной деятельности. Н.И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» [2, с. 8]. Мы узнаем о новых предметах, явлениях, процессах благодаря языку. Язык выступает как орудие познания. Люди общаются при помощи речи, формулируют мысли посредством языка. Мы можем при помощи языка получать новые знания из уже имеющихся путем логических умозаключений, что является информативной функцией языка.
Речевое общение влияет на процесс социализации личности. В данном случае на первое место выступает языковая способность, которую А.А.Леонтьев определил как специфический психофизиологический механизм, формирующийся у каждого носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием речевого общения. Языковая способность формируется у личности в процессе общения и только через него. Ребенок овладевает культурой общества, и это приводит к развитию у него высших психических функций, в том числе и языковой способности. В период школьной жизни учителя развивают у ребенка устную и письменную речь. По мнению Н.И.Жинкина, письменной речи не может быть без хорошей устной речи. Письменной речи свойственны те же характеристики, что и устной речи, но она более развернута, это связано с тем, что у нее нет «обратной связи» с собеседником. Сложность еще в том, что в ней отсутствуют дополнительные речевые средства, такие как интонация, мимика. В письменной речи используется внутренняя речь, а следовательно, в полной мере мышление ребенка. В процесс развития устной речи должна включаться система специальной работы, закладывающей основы развития письменной речи, создающей необходимые для письменной речи умения. Устная речь, во -первых, создает у учащихся необходимую для письменной речи основу теоретических знаний, во - вторых, ставит их перед задачами, решение которых потребует максимального участия психических функций. Таким образом, развитие речевой деятельности способствует развитию мыслительных способностей человека, способностей памяти, внимания, психомоторных способностей, а также коммуникативных способностей. У детей с нарушениями речи возникают проблемы в развитии всех перечисленных способностей.
Целью нашегоисследования стало выявление особенностей развития речи детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования - дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования является особенности связной речи детей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.