Развiццё адукацыi на беларускiх землях у складзе Рэчы Паспалiтай. Рэформа сiстэмы адукацыii дзейнасць адукацыйнай камicii

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

№ 30 Развiццё адукацыi на беларускiх землях у складзе Рэчы Паспалiтай. Рэформа сiстэмы адукацыii дзейнасць адукацыйнай камicii.

Система образования на территории Беларуси была представлена начальными школами при православных братствах и протестантских сборах; школами при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитскими коллегиумами.

В конце XVI — начале XVII в. в ответ на польско-католическую политику правящих кругов Речи Посполйтой возникли братства — национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения. Они играли большую роль в распространении образования, открытии типографий и книгопечатания. В открытых братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки.

Со второй половины XVI в. наибольшую активность в просветительской деятельности в ВКЛ стали проявлять иезуиты — члены общества Иисуса Христа, которые через распространение образования стремились укрепить позиции католической церкви. Основанные ими иезуитские школы, преобразованные в таких городах, как Полоцк, Гродно, Менск, в коллегиумы, давали высокий уровень образования (в коллегиумах почти университетский) в сравнении с начальными школами при православных братствах.

Шляхта стремилась к получению высшего образования в Центральной и Западной Европе.

Первым в ВКЛ и во всей Восточной Европе высшим учебным заведением стала Виленская иезуитская академия. Ее основателем и первым ректором стал инициатор церковной унии, сторонник Контрреформации, иезуит Петр Скарга.

Иезуитская академия в Вильно была создана в 1579 г. по привилею (грамоте) великого князя литовского и короля польского Стефана Батория на базе иезуитского коллегиума, начавшего свою деятельность в 1570 г.

Иезуитская система образования, с одной стороны, преследовала цель приобщения молодежи к католичеству, а с другой — обеспечивала высокий уровень знаний по природоведческим и гуманитарным наукам.

В 1617 г. в Слуцке при кальвинистском храме магнатом Янушем Радзивиллом была открыта кальвинистская школа, которую считают прообразом гимназии. Следует отметить, что рост образованности населения ВКЛ происходил

Похожие материалы

Информация о работе