Предмет и метод мировой экономики. Мировой рынок и мировое хозяйство. Международная экономика. Глобализация мировой экономики, страница 4

Теория эффекта масштаба. С ростом масштабов пр-ва падают издержки на единицу прод-ции. т.е гос-ва выставляют на мировой рынок и экспортируют те товары, кот. прои-ся с меньшими издержками при ув. масшт. пр-ва.

Теория внутриотраслевой междун. торговле. Межотраслевая торговля – это обмен между странами однородной пр-ции различн. отраслей. Внутриотраслевая торговля – это обмен между странами дифференц. продуктами одной отрасли.

Причины внутриотр. междун. торговли:

1.  Пересекающ. спрос

2.  Различия во вкусах потребителей, желающих иметь больший выбор в рамках одной товарной группы.

3.  Эффект масштаба.

Индекс внутр. торговли:

Параметры конкурентного преимущества страны:

Параметры

спроса

Параметры                         Родственные факторов                     поддерживающие производства                    отрасли 

Стратегия и

структура

фирм их соперничества

Параметры факторов производства:

а) Традиционные факторы производства (труд, земля, капитал, предприн-ство)

б) ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентноспособность товаров и услуг в) инфраструктура

Портер подразделяет факторы производства на 2 группы:

1.  по степени специализации а) общие факторы, они создают конкурентные преимущества д/широкого спектра отраслей б) специализированные факт/ры, применяются в ограниченном числе отраслей, или даже в одной отрасли они обеспечивают более длительное и устойчивое преимущество фирмам этих отраслей.

2. по степени развитости.

а) основные факторы те, что достались от природы, или потребовали не значительных капиталовложений.

б) развитые факторы, приобретены страной в рез/те интенсивных поисков и капиталовложений, обеспечивают устойчивое конкурентное преимущество высокого ранга.

Параметры спроса – емкость рынка, динамика спроса, требовательность покупателей к качеству товаров, именно на внутр рынке должны быть востребованы товары до выхода их на мировой рынок.

Родственные поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экон таких отраслей, кот способны обеспечить экспортноориентированные отрасли необходимыми материалами, полифабрикатами, информацией. Это является необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле, д/фирм соответствующих отраслей.             

Стратегия и структура фирм и их соперничества. Если отсутствует конкуренция м/ду фирмами, если стратегия фирм не ориентирована на деят/ть в условиях соперничетва, то на внешн рынке у таких фирм конкурентные преимущества не возникают.

Развитие современной международной торговли.

1.  Показатели, характеризующие участие страны в международной торговле

2.  Особенности развития международной торговли на современном этапе

3.  Внешняя торговля России состояние перспективы   

Мировая торговля – сфера междунар товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда м/ду продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля – обмен той или иной страны с др. странами. Термин вн. торговли характеризует состояние внешнеторгового оборота отдельной страны.

Показатели, харак/е участие страны в международной торговле.

Экспорт – суммарная стоимость товаров отечественного пр/ва, проданных за рубеж.

 Импорт – суммарная стоимость товаров, купленных за рубежом.

Для целей междун сопоставления стоимостные показатели переводятся в доллары США. Д/этих же целей экспорт рассчитывается на базе цены ФОБ, а импорт на базе  цены СИФ (стоимость страхования и фракт)

ФОБ включает следущ расходы: стоимость товара, доставка товара в порт отправления, погрузка на судно.  

СИФ включает все, что входит в ФОБ плюс покупка страховки, оплата фракта и др сборов.

Сальдо торгового баланса – разность м/ду экспортом товаров и импортом товаров.

Внешнеторговый оборот – сумма стоимостей товаров, пересекающих границу страны

ВТО = Э+И

Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех стран.

Внешнеторговая квота показывает степень интегрирования национ хоз/ва в мировое хоз/во, и определяется

Квота вн.т. = ВТО/ВВП*%