Предмет и метод мировой экономики. Мировой рынок и мировое хозяйство. Международная экономика. Глобализация мировой экономики, страница 3

Значение теории Риккардо.

·  Она доказала сущ. выигрыша выигрыша от торговли для всех участвующ. в ней стран.

·  Риккардо считал, что можно обладать меньшим ресурсным потенциалом, но за счёт специализ. произ-ва и внешней торговли добиться лучших экон. показателей.

·  Специализ. на основе принципа сравнит. преимущества обеспечивает более эффективн. размещение деловых ресурсов и рост мирового произ-ва соответствующих товаров.

·  теория справедлива по отношению к любому кол-ву товаров и любому кол-ву стран.

Недостатки Теории:

·  теория основана на многочисленных допущениях.

·  ограниченность теории и в том, что она не позволяет объяснить торговлю между примерно одинаковыми странами, ни одна из которых не имеет сравнит. преимущества перед другой.

Допущения:

·  два товара, один из кот. капиталоёмкий а др. трудоёмкий.

·  два фактора произ-ва: труд, капитал.

·  две страны.

Сущность теории:

·  распределение факторов произ-ва между странами не равномерно.

·  этим объясн. не одинаковая относит. обеспеченность стран факторами пр-ва.

·  если в данной стране какого-либо фактора пр-ва относит. больше чем в др., то цена на него будет относит. ниже.

·  следов. относит.цена продукта в произ-ве кот. использ. преимущественно этот дешёвый фактор будет ниже чем в др. странах. Это и создаёт сравнит. преимущ.

·  согласно теории Х-О страна будет производить для экспорта те товары, в произ-ве которых исп. самый дешёвый фактор пр-ва. Страна будет импортировать товары с относит. большим удельным весом в затратах, наиболее дорогого для неё фактора пр-ва.

Парадокс Леонтьева:

Теория соотношения факторов пр-ва Х-О не подтверждается на практике. Трудоизбыточн. страны экспортируют капиталоёмкую продукцию, а капиталоизбыточные трудоёмкую.

Доп. обстоятельства, влияющие на междун. специализацию и объясняющ. парадокс Леонтьева:

·  дифференциация факторов пр-ва, прежде всего капитала.

·  специфика такого фактора, как природные ресурсы состоит в том, что они могут быть вовлечены в производст. процессы только в совокупности с большим кол-вом капитала.

·  влияние на междун. специализ. внешнеторг. политики стран. (она может огранич. импорт и стимулировать экспорт и произ-во, требующих относит. дефицитных факторов произ-ва)

·  реверс факторов произ-ва – это ситуация при кот. один и тот же товар оказывается капиталоёмким в капиталоизб. стране и трудоёмким в трудоизбыт.

·  реверс спроса – это ситуация при кот. в силу большого внутр. спроса, страна импортирует товары, для пр-ва и экспорта которых она наделена относит. лучшими факторами пр-ва по сравнению с её торговыми партнёрами.

   

Теория жизненного цикла продукта, Эффекта масштаба и внутриотр. международной торговли.

9. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера

10. Сущность междунар торговли. Показатели, харак/е участие страны в международной торговле.

   

Жизненный цикл продукта – это период времени в течении которого, продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение цели продавца.

1 стадия. Внедрения.

Это разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Пр-во носит мелко-серийный хар-ер, требует высокой квалификации работников, произ-ль занимает почти монопольное положение на рынке и поэтому лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2 стадия. Рост.

Пр-во расширяется и постепенно распространяется на др. страны. Увеличив. конкуренция между произ-лями и растёт экспорт.

3 стадия. Зрелость.

Крупносерийное пр-во в конкурентной борьбе преобладающ. становится ценовой фактор, по мере расширения рынков, страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ, начинается перемещ. пр-ва в развив. страны с дешёвой рабоч. силой.

4 стадия. Упадок.

Спрос в особенно развитых странах сокращается, пр-во и рынки сбыта концентрируется преимущ. в развитых странах, а страна нововведения становится чистым импортёром.