Министерство образования и науки Украины
Сумский государственный университет
Кафедра сопротивления материала и машиноведения
Индивидуальное задание №3
Тема: Расчет вала и подбор подшипников
Выполнил Волков Д.В.
Группа ИВ-41
Проверил Стрелец В. В.
2006
Задание
Для заданной схемы нагружения вала построить эпюры изгибающих и крутящего моментов, определить минимальный диаметр вала, выполнить эскизную компоновку вала, подобрать и рассчитать подшипники качения.
Рисунок 1 – Расчетная схема вала
а=84,5 мм;
d1 =52 мм;
d2 =208 мм
Ft1= Ft2 =1040 Н;
Fr1 =Ft1∙tgα=1040∙tg20˚=379 Н;
Fr2 =Ft2∙tgα=1040∙tg20˚=379 Н;
Решение
1. Строим расчетную схему вала. Определяем силы реакции в подшипниках из условий равновесия:
Σ Мх =0;
Σ Му =0;
Σ Fx =0;
Σ Fy =0.
Рисунок 2. Расчетная схема вала
Условие равновесия для подшипника 1:
Σ Мх1 =0
(Н).
Условие равновесия для подшипника 2:
Σ Мх2 =0
(Н).
Проверка условия равновесия:
Σ Fy =0
Ry1 -Fr 2 +Ry2-Fr 1 =379-379+379-379 =0 - условие равновесия выполняется.
Условие равновесия для подшипника 1:
Σ Му1 =0
(Н).
Условие равновесия для подшипника 2 в плоскости хz:
Σ Му2 =0
(Н).
Проверка условия равновесия:
Σ Fх =0
Rx1+ Ft2 -Ft1 +Rx2 =-190+379-379+190 =0 -условие равновесия выполняется.
2. Строим эпюры изгибающих моментов на сжатых волокнах.
Эпюра Мх :
а)
Схема 1.
Σ Мхк =0;
-Ry1∙z+Mx=0;
Mx= Ry1∙z;
при z=0, Mx=0;
z=а, Mx= Ry1∙а=379∙84,5=32025,5 (Н∙мм).
б)
Схема 2.
Σ Мхк =0;
-Ry1∙а+Mx=0;
Mx= Ry1∙а=379∙84,5=32025,5 (Н∙мм).
в)
Схема 3.
Σ Мхк =0;
-Ry1∙z+ Fr2∙(z-2a)+Mx=0;
Mx= Ry1∙z- Fr2∙(z-2a);
при z=a, Mx=379∙84,5-379(84,5-2∙84,5)=64051 (Н∙мм).
Эпюра Му :
а)
Схема 4.
Σ Мук =0;
Rх1∙z-Mу=0;
Mу= Rх1∙z;
при z=а, Mу= Rх1∙а=379∙84,5=32025,5 (Н∙мм).
б) Mу= -Ft1∙a=-1040∙84.5=87880 (Н∙мм).
Эпюра Mкр:
Mкр =Ft2∙d2 / 2=1040∙208/ 2 =83200 (Н∙мм).
3. Определяем суммарные реакции в подшипниках.
(Н); (Н).
4. Определение минимального диаметр вала производят из расчета на чистое кручение по пониженному допускаемому напряжению кручения (без учета изгиба).
(мм)
где МПа - допускаемые напряжения при кручении.
Стандартное значение по [1, с.162], dmin =30 мм.
Назначаем диаметр вала под подшипники dmin =dn=30 мм.
Рисунок 3. Эскизная компоновка вала
5. Подбираем подшипники радиальные шариковые однорядные [1, прил.3].
Принимаем подшипники особолегкой серии 106 d =30 мм; D =55 мм; В =13 мм; r =1,5 мм.
Проверяем грузоподъемность подшипников по наиболее нагруженной опоре.
Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
;
где Кσ=1 – коэффициент условий работы подшипника;
КТ =1 – температурный коэффициент;
V=1 – коэффициент связанный с вращением внутреннего кольца подшипника;
Fa=0; X=1; Y=0 – коэффициенты радиального и осевого нагружения.
Рэ=(1∙1∙424+0)∙1∙1=424 (Н).
Проверяем долговечность работы подшипников в миллионах оборотов.
(млн.об).
где С =13300 Н – динамическая грузоподъемность подшипника 106 [1, прил.3];
Р=3 – показатель степени.
7. Определяем долговечность подшипников в часах.
часов.
Долговечность и работоспособность подшипника обеспечена, т.к. условие долговечности выполняется часов.
Литература
1. «Курсовое проектирование деталей машин» - С.А.Чернавский, К.Н.Боков, М.И.Чернин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Машиностроение, 1988. – 416с.: ил.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.