основные компоненты деятельности и их взаимодействие друг с другом;
- внутренняя среда (организационная структура, расположение и т.д.);
- внешняя среда, которая прямо или косвенно влияет на деятельность предприятия;
- явная или подразумеваемая коммерческая политика, которая определяет поведение организации (например, увеличить свою долю на рынке сбыта, увеличить количество продаж и т.д.);
- информация, требуемая для планирования деятельности;
предполагаемые изменения, которые могут влиять на род и сферу
деятельности, либо на способы ведения деятельности.
Описание информационных потребностей
Большой объем информации, полученный как непосредственно от экспертов, специалистов, так и из документов, отличается субъективностью, что может привести к противоречивости данных и принятию неверных решений. На этом этапе проводится содержательный анализ собранной информации, целью которого является устранение дублирования данных, выявление и устранение противоречивости данных и неоднозначности их определений. Необходимо выбрать форму описания информационных потребностей пользователей. Основное требование, чтобы оно было понятно конечному пользователю и он мог внести изменения. Процесс представления собранной информации может состоять из следующих шагов:
- Описание функционирование предметной области (предприятия, отдела, специалиста и т.д.). Описывается цель, назначение, организационная структура, пользователи, функции (виды деятельности, бизнес-процессы);
- Описание существующего информационного обеспечения:
справочники, классификаторы, формы документов, схемы документооборота, система передачи данных;
- Описание выполняемых задач и запросов пользователей, с указанием входной и выходной информации (форм документов);
- Описание предполагаемых изменений (функций, задач, запросов);
- Составить описание ключевых объектов (сущностей) предметной области, используемых и создаваемых элементов данных, ограничений целостности.
Существуют два основных подхода к проектированию сложных систем:
- снизу-вверх, восходящее проектирование; сверху-вниз, нисходящее проектирование.
Нисходящее начинается с формулировки общего представления об объекте проектирования. В процессе проектирования происходит детализация проекта на различных уровнях, когда каждая компонента системы последовательно разделяется на малые подсистемы, вплоть до минимальных элементов.
Восходящее, снизу-вверх, проектирование начинается с определения базовых элементов с последующим их объединением для построения все более сложных типов, вплоть до полной реализации системы.
Эти подходы применяются при разработке любых сложных систем, технических и программных. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки.
В случае проектирования баз данных подход «снизу-вверх» означает, что мы исходим из информационных потребностей (задач, запросов) пользователей. Анализируя их, мы определяем элементы данных, интегрируем и, таким образом, выделяем объекты предметной области, их свойства и отношения. Недостатком является неполнота представления объектов предметной области. Некоторые главные объекты могут не попасть в рассмотрение.
При использовании подхода «сверху-вниз», сначала определяем объекты предметной области. На основе анализа информационных потребностей пользователей определяются и уточняются свойства объектов и связи. Недостатком является неполнота учета информационных потребностей пользователей.
Необходимо рациональное сочетание этих подходов, т.е. интегрированный подход, позволяющий сочетать общее представление об объектах предметной области и детально учитывать информационные потребности пользователей.
Процесс инфологического проектирования состоит из следующих шагов:
- определение классов объектов;
- определение типов связей;
- определение ограничений (по диапазону значений, по множеству значений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.