Начало войны 1654 года. Осада русскими войсками Гомеля. Начало осады Смоленска. Поражение князя Лукомского от русских под Витебском, страница 4

Ограничение королевской власти законами и советом необходимо для того, чтобы не дать ей возможность превратиться в тиранию. «Сборники законов необходимы каждому государству, как глаза—телу»,-- писал П.Скарга. Он сравнивал право с факелом, который должен освещать идущему дорогу в тьме и одновременно угрожать ему, чтобы не свернул с этой дороги.[7]

Как и Лев Сапега, он  в своих проповедях цитировал крылатые выражения древнеримского политического деятеля Цицирона: «Чтобы быть свободными, мы должны быть рабами законов».

Вместе с тем необходимо отметить, что политическим идеалом Скарги была теократия, т.е. такая форма государственного правления, при которой духовная власть правила бы вместе со светской, а точнее при помощи светской.

В «Соймавых казаннях» Скарга указал также и на другие изъяны общественного и государственного строя Речи Посполитой, такие как несправедливость законодательства, поляризацию общества, чрезмерное богатство одних и бедность других. Не обошел он своим вниманием и шляхту. Так он отметил ее классовый эгоизм, критиковал ее за злоупотребление сословными привилегиями и вообще считал шляхту низшим сословием, способным только воевать.[5]

Петр Скарга постоянно призывал правящие круги Речи Посполитой к срочным реформам, к  изменениям в общественно-политической жизни. Он предупреждал, что промедление будет иметь трагические последствия. «Вы лишитесь не только короля вашей крови и права его выбирать,--угрожал он магнатам и шляхте,-- но и государства, и родины».[6]

Справедливость слов Скарги подтвердилась дальнейшим ходом событий. Поэтому после разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795), Петр Скарга стал рассматриваться как настоящий пророк, предсказатель исторической судьбы народов, входивших некогда в состав этой некогда могущественной державы. Именно таким всепредвидящим пророком он и изображен на картине выдающегося польского художника Яна Матейки—«Казанне Скаргi»(1864).

Кроме всего прочего Скарга был одним из идеологов и главным инициатором заключения Брестской церковной унии, которая преследовала и государственно-политические цели. В 1577 году вышла его книга «Пра еднасць царквы божай…», в которой он подхватил и развил идею иезуита Бенедикта Гербста о  необходимости церковного объединения православных и католиков Речи Посполитой в интересах православного населения и православной церкви. Скарга в этой книге привел 19 «ошибок» православной церкви, которые вели к искажению «настоящего» христианства.[5]. Он призывал князя Константина Острожского, который в то время был влиятельнейшим покровителем православной церкви и которому, по существу, и была адресована эта книга, а вместе с ним и все восточнославянские народы к церковной унии с Римом. Скарга предлагал возможные пути преодоления религиозной вражды, которая мешала делу объединения церквей, показывал те выгоды, которые получат православные от этого духовного союза с католиками. Он стремился показать и доказать, что настоящее христианство идет от римско-католической церкви, которая является преемником и носителем апостольских традиций и поэтому имеет законное право быть главой среди всех христианских конфессий. Скарга считал, что с принятием религиозной унии будут созданы условия для развития и расцвету настоящей науки и надлежащего просвещения для народа и это приведет к уничтожению обособленности и вражды, которая до сих пор разделяет православных и католиков Речи Посполитой. В результате, по его мнению, православная шляхта заслужит больше доверия и получит доступ к государственным должностям, а государство, благодаря церковной унии, укрепит свою монолитность и приобретет политическое могущество, так необходимое для борьбы с внешними врагами.[5]