В целях распространения Контрреформации Петр Скарга также стремился духовно повлиять на отдельных представителей магнатских родов, принявших кальвинизм, для того чтобы вернуть их в лоно католической церкви. В частности, под духовным влиянием П.Скарги перешел из кальвинизма в католицизм представитель несвижской линии дома Радивилов—Миколай Кристоф Радивил Сиротка (1549—1616), сын Миколая Радивила Черного и начал активную борьбу против дела своего отца. Он выкупал и уничтожал Брестскую Библию, а брестскую типографию своего отца передал в руки иезуитов.[6]
После смерти короля Речи Посполитой Стефана Батория (Степана Батуры), Петр Cкарга поддержал кандидатуру на королевский трон Сигизмунда III Вазу, а позже, в 1584 году [6], переехал из Вильни в Краков и стал придворным проповедником короля и занимал эту почетнейшую должность на протяжении 24 лет.
Сейчас мне бы хотелось подробнее остановиться на взглядах Петра Скарги как на религию, так и на государство как таковое. Его политико-правовые взгляды были сформулированы в сборнике «Соймавыя казаннi», который впервые был опубликован в 1600 году. В состав этого сборника вошли выступления мыслителя перед политической элитой страны. Дело в том, что Скарге множество раз приходилось выступать в костелах на торжественных молебнах, которыми обычно открывалась работа сойма, в присутствии короля, сенаторов и земских послов, а это ни много ни мало около 300 человек. Эти проповеди перед отцами отечества (pateres patriae)[6] всегда носили политический характер, так как посвещались наиболее злободневным проблемам государства. И сила его искусства красноречия была настолько убедительной, что даже его противники называли его «тираном душ людских»(psychotyrannus)[6].
В «Соймавых казаннях» П.Скарги мастерски показаны наиболее слабые места существующего тогда общественного и государственного строя Речи Посполитой. И самым страшным Скарга считал слабость королевской власти.
С 1573 года, как известно, после смерти последнего представителя династии Ягеллонов—Сигизмунда II Августа(1572) короли Речи Посполитой стали избираться. Чтобы быть выбранным, претендент на получение трона должен был подписать с соймом pacta conventa[2], это значит обязанности короля по отношению к шляхте, и исполнение этих обязанностей являлось необходимым условием его избрания королем. В случае нарушения хотя бы одного пункта договора шляхта могла отказаться от подчинения королю и избрать нового. Таким образом, власть короля была очень слабой, потому что избранный король целиком зависел от шляхты и магнатов и в своей деятельности был ограничен узкими рамками pacta conventa. Более того, в выборы короля постоянно вмешивались соседние государства (Австрия, Пруссия), оказывая, временами, решающее влияние на ход выборов.
Свободные выборы короля ослабляли центральную власть в стране, подрывали суверенитет, способствовали укреплению роли магнатов, которые с помощью шляхты сконцентрировали в своих руках высшие административные и военные должности. Владея при этом огромными площадями земли, они превратились в своеобразных хозяев страны.
В «Соймавых казаннях» П.Скарга выступил с предложением срочно укрепить королевскую власть в стране и провести радикальную реформу государственного строя в Речи Посполитй. Так, некоторые исследователи считают его апостолом absoluti domini—т.е. сторонником неограниченной власти монарха[5]. Но другие считают, что хоть Скарга и был сторонником сильной королевской власти, необходимость которой была, по его мнению, очевидна, он считал, что действия монарха должны быть ограничены правом и советом при монархе.[6]. «Мы хотим не такую монархию, как у турок и татар,--писал Скарга,--которая основана на беззаконии, а такую, которая опирается на справедливое право и мудрый совет»[6].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.