Цель занятия – приобрести навыки расчета и анализа цепей постоянного тока с использованием законов Ома, Кирхгофа, методом наложения.
Перед тем, как приступить к решению задач, студентам необходимо ответить на вопросы, содержащиеся в разделе «Подготовка к работе».
Подготовка к работе.
1. Дать определение электрическому току, указать условия существования электрического тока.
2. Дать определение линейной и нелинейной электрических цепей.
3. Дать определение ветви узла и контура электрической цепи. Указать, как могут быть соединены элементы, входящие в одну и ту же ветвь.
4. Указать признаки последовательного и параллельного соединения элементов.
5. Сформулировать законы Ома и Кирхгофа.
6.Записать формулы преобразования треугольника сопротивления в звезду.
Задачи
1.Определить эквивалентное сопротивление электрических цепей:
2.Как изменится показание амперметра после замыкания рубильника? U0 – постоянное напряжение (рис.1.2).
3.Как изменится показание амперметра, если замкнуть рубильник? U- постоянное напряжение.
4.Что покажет амперметр после замыкания рубильника, если до замыкания он показывал 9А? U – постоянное напряжение (рис 1.4).
5. До замыкания рубильника амперметр показывал 6А (рис. 1.5). Что он покажет после замыкания рубильника, если U – постоянное напряжение?
6. Для рис. 1.7 выразить напряжение U через параметры цепи (E, R0, R).
7. Для цепи, изображенной на рис. 1.7, задано: E = 204В; R0 = 1ом; R = 50 ом. Параллельно сопротивлению R подключается идеальный амперметр (RA = 0). Что он покажет?
8. Для цепи, изображенной на рис. 1.8, задано: E = 204В; R0 = 1ом; R = 50 ом. Что покажет амперметр (RA = 0), если точки m и n замкнуть проводником с нулевым сопротивлением?
9. Что покажет вольтметр с бесконечно большим внутренним сопротивлением, включенный в цепь, как показано на рис. 1.9?
10. Чему будет равно показание амперметра с нулевым внутренним сопротивлением, включенного в цепь, как показано на рис. 1.10?
11. Два амперметра с нулевыми внутренними сопротивлениями включены в цепь, как изображено на схеме. Определить отношение их показаний.
12. Для цепи, изображенной на схеме, задано: E = 204В; R0 = 1ом; R = 50 ом. В каком-либо месте разорвем цепь и включим в образовавшийся разрыв идеальный вольтметр (RV = ∞). Что он покажет?
13.Найти распределение токов в схеме цепи, если R1 = R2 = 0,5ом; R3 = R4 = 6ом; R5 = R6 = 1ом; R7 = 2ом, а напряжение на входе U = 120В. Определить мощность потребляемую цепью. Ответ: I1 = 40А; I3 = 13,33А; I4 = 8,9А; I5 = 26,7А; I6 = 17,8А; P = 4,8кВт.
14.Для цепи, изображенной на схеме, задано: P = 75Вт; R1 = 2ом; R2 = 6ом; R3 = 3ом; R4 = 3ом. Расчитать токи во всех ветвях цепи и напряжения на резисторах, а также напряжение питания U.
15.В цепи, изображенной на схеме, задано: E1 = 10В; E2 = 40В; E3 = 5ом;
r1 = 5ом; r2 = r3 =2ом; R1 = 30ом; R2 = 3ом; R3 = 8ом. Определить токи в ветвях с помощью законов Кирхгофа. Составить уравнение баланса мощности.
Ответ: I1 = 1А; I2 = 3А; I3 = 2А.
1.2 Практическое занятие №2
Цель занятия – приобрести навыки расчета и анализа сложных цепей постоянного тока методом контурных токов, 2-х узлов, узловых потенциалов и эквивалентного генератора.
Подготовка к работе.
1. В чем состоит отличие сложной электрической цепи от простой.
2. Пояснить методику составления уравнений по методу контурных токов и правило знаков при составлении уравнений.
3. Пояснить методику составления уравнений по методу узловых потенциалов и как выбираются знаки слагаемых уравнений.
4. Для схемы с двумя узлами написать формулы:
- определения узлового напряжения и пояснить правило знаков для источников ЭДСЕ и тока I.
- определения токов в ветвях.
5. Пояснить, когда целесообразно применять метод эквивалентного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.