Момент статического сопротивления на валу двигателя в период пуска при подъёме груза:
; (8.1)
где =0,96 –КПД барабана (на подшипниках качения) [1];
- КПД привода [1].
;
Номинальный момент, передаваемый муфтой, принимается равным моменту статических сопротивлений:
; (8.2)
Выбор соединительной муфты:
По кинематической схеме, представленной в задании (рис. 1), установлены две муфты. Одна муфта с тормозным шкивом установлена на быстроходном валу редуктора, а вторая между муфтой с тормозным шкивом и двигателем.
Расчётный момент для выбора муфты с тормозным шкивом определяется:
; (8.3)
где - номинальный момент муфты, Н∙м;
k1 = 1,3 – коэффициент, учитывающий степень ответственности механизма;
k2 = 1,2 – коэффициент, учитывающий режим работы механизма;
;
Из таблицы В.3 [1] выбирается муфта упругая втулочно-пальцевая с тормозным шкивом , которая показана на рис.8, а основные параметры указаны в таблице 8.1
Таблица 8.1 – Основные параметры муфты.
Передаваемый крутящий момент, Н∙м |
Диаметр тормозного шкива (DТ), мм. |
Ширина тормозного шкива (BТ), мм. |
Момент инерции муфты, кг∙м2 |
1000 |
300 |
140 |
0,32 |
Рисунок 8 - Муфта упругая втулочно-пальцевая с тормозным шкивом.
Муфту, соединяющую муфту с тормозным шкивом и двигатель, выбираем по диаметру выходного конца двигателя ( d1=65 мм.). По таблице В.2 [1] выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75, которая представлена на рис. 9, а ее основные параметры приведены в таблице 8.2.
Рисунок 9 - Муфта упругая втулочно-пальцевая.
Таблица 8.2 – Основные параметры МУВП.
Крутящий момент, Н*м |
Размеры, мм. |
|||
Диаметр отверстия для вала, d, d1 |
D, не более |
L |
l |
|
1000 |
65 |
220 |
286 |
140 |
9. Выбор тормоза.
Средний пусковой момент двигателя:
Для двигателей с фазным ротором можно принимать
; (9.1)
где Тн – номинальный момент двигателя, Н∙м;
; (9.2)
;
;
Принимаем .
Фактическая частота вращения барабана:
; (9.3)
;
Фактическая скорость подъёма груза:
; (9.4)
;
Отклонение фактической скорости подъёма груза от заданной не должно превышать 15%.
Вывод: в данном случи она практически совпадает с заданной величиной и в расчетной проверки нет необходимости.
Время пуска при подъёме груза:
; (9.5)
где Imax – суммарный момент инерции ротора двигателя и муфты, кг∙м2;
; (9.6)
где Iр =0,537 кг∙м2– момент инерции ротора двигателя [1];
Iм =0,32 кг∙м2– момент инерции муфты [1];
;
;
Вывод: время пуска получилось в пределах допустимого.
Момент статического сопротивления на валу электродвигателя при торможении:
; (9.7)
где: КПД барабана (на подшипниках качения);
- КПД привода ;
;
Выбор тормоза.
Расчётный тормозной момент определяется:
; (9.8)
где kт= 1,75 – коэффициент запаса торможения, [1] стр.113;
;
Выбираем тормоз колодочный, работающий на переменном токе ТКТ-300/200, по таблице К.1 [1], который показан на рис.10, а основные характеристики указаны в табл.9.1
Таблица 9.1 – Техническая характеристика ТКТ-300/200.
Тип тормоза |
Тормозной момент, при ПВ 40%,Н∙м |
Масса тормоза, кг. |
Диаметр шкива, мм |
L |
l |
Н |
ТКГ-400 |
20 |
84 |
300 |
715 |
275 |
577 |
Рисунок 10 – Тормоз колодочный с приводом от эл. гидравлических толкателей ТКГ-400.
Время торможения при опускании груза:
; (9.9)
;
Вывод: время торможения при опускании груза получается в пределах допускаемого значения, условие выполняется.
Путь торможения механизма подъёма груза:
; (9.10)
где: ks = 1,3– коэффициент, учитывающий режим работы механизма [1].
;
Максимальное время торможения:
Время торможения в предположении, что скорости подъёма и опускания одинаковы.
; (9.11)
;
Замедление при торможении:
; (9.12)
где Vф – фактическая скорость подъёма(опускания) груза, м/с;
tт- время торможения, с.
[aт] = (0,6…0,9)м/с2- допускаемое ускорение (замедление) для кранов, работающих с лесоматериалами и с сыпучими материалами.
;
Вывод: значение замедления при торможении лежит в допускаемых пределах.
10. Расчет открытой зубчатой передачи
Угловая скорость шестерни открытой передачи
; (10.1)
; (10.2)
мин-1
с-1
Число зубьев колес передачи
; (10.3)
где: =20 –принимаем ориентировочно;
Определим вращающий момент на валу электродвигателя
; (10.4)
Н·м
Определим вращающий момент на шестерни открытой передачи
; (10.5)
где: -КПД редуктора;
; (10.6)
где: =0,99 –КПД подшипника [4];
=0,98 –КПД зубчатой передачи [4];
Н·м
Определим вращающий момент на колесе открытой передачи
; (10.7)
где: =0,95 –КПД открытой передачи;
Н·м
Выберем материал для открытой передачи
Шестерня: сталь 45 НВ1=200; термообработка –улучшения;
Колеса: сталь 45 НВ1=180; термообработка –улучшения;
Пределы изгибной выносливости материала колеса и шестерни
; (10.8)
Н/мм2;
; (10.9)
Н/мм2;
Сравнительная характеристика прочности зубьев на изгиб, для шестерни и колеса
; (10.10)
где: =4,07 –коэф. формы зуба [4];
;
где: =3,6 - коэф. формы зуба [4];
;
Расчет передачи необходимо вести по шестерни, зубья которые менее прочны на изгиб.
Модуль зубьев из условия прочности зубьев шестерни на изгиб
; (10.11)
где: =1,37 –коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба [4];
=0,4 –коэф. ширины колеса [4];
мм;
По ГОСТ 9563-60 принимаем модуль зубьев равным 12, [4];
Основные геометрические параметры
Диаметр делительных окружностей
; (10.12)
Диаметры окружностей вершин зубьев:
, (10.13)
,
.
Диаметры окружностей впадин зубьев:
, (10.14)
,
.
Ширины шестерни и колеса:
, (10.15)
,
; (10.16)
Определение сил в зацеплении.
Окружная скорость колёс:
, (10.17)
.
Принимаем IX степень точности по ГОСТ 1643-81.
Определим окружную силу в зацеплении;
, (10.18)
;
Определим радиальную силу:
, (10.19)
;
Проверочный расчет передачи на напряжение изгиба зубьев шестерни и колеса.
, (10.20)
где: - коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи,;
, (10.21)
,
.
Напряжение изгиба зубьев шестерни и колеса получилось в пределах
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.