Силовые и кинематические параметры привода рассчитываются на валах привода из требуемой мощности двигателя и его номинальной частоты вращения при установившемся режиме.
Определяю частоту вращения на каждом валу:
![]()


где:
- число
оборотов вала, об/мин
Определяю угловую скорость на каждом валу:

![]()


где:
-
угловая скорость вала, рад/с;
Определяем мощность на каждом валу:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
|
Лист |
||||||
|
Изм |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
где:
-
мощность на валу, кВт;
Определяю
вращающий момент на каждом валу:



где:
-
крутящий момент на валу, к
;
Таблица 1.1 - Силовые и кинематические параметры привода.
|
Вал |
n, об/мин |
ω, |
Р, кВт |
Т, Н*м |
|
Эл.дв |
2880 |
301,44 |
11 |
27,8 |
|
1 |
2880 |
301,44 |
8,3 |
27,8 |
|
2 |
600 |
62,8 |
8 |
128,3 |
|
3 |
30 |
3,14 |
6,7 |
2133,7 |
Подобрав передаточные отношения и двигатель, мы определили крутящие моменты на всех валах, необходимые для расчета передач, ориентировочного и уточненного расчетов валов.
Подобрать необходимый материал для цилиндрической косозубой зубчатой передачи и подобрать конструктивные размеры колеса и шестерни.
|
Лист |
||||||
|
Изм |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |

Рисунок 2 – Схема цилиндрической косозубой зубчатой передачи
Передача цилиндрическая косозубая;
Вращающий момент на колесе ![]()
Передаточное число ![]()
Срок службы передачи
часов.
Закрытые зубчатые передачи рассчитываются по условию прочности на контакт, так как основной вид разрушения - поверхностное выкрашивание зубьев в зоне контакта.
Так как скорость передачи небольшая, а передаваемая нагрузка находится в средних пределах, выбираем материалы со средними механическими характерис-тиками, табл.2.1 [1]:
Для шестерни:
Сталь 40Х, термообработка - улучшение и
закалка, твердость
для колеса:
|
Лист |
||||||
|
Изм |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Сталь 40Х, термообработка - улучшение,
твердость ![]()
Допускаемое контактное напряжение, определяется по формуле (2.1).
Для
шестерни:
МПа
(2.1)
Для
колеса: ![]()
где:
-
коэффициент долговечности, ![]()
–допускаемые
контактные напряжения, соответствующие пределу контактной выносливости, Н/мм2,
выбираю по табл.1.4:
для
шестерни: ![]()
для
колеса: ![]()
Н/мм2
Н/мм2
Н/мм2
Н/мм2
Расчет передачи ведем по колесу, так как оно является слабым звеном.
<![]()
Определение допускаемых напряжений на изгибную прочность зубьев, Н/мм2:
для
шестерни: ![]()
где:
– коэффициент
долговечности по напряжениям изгиба, для длительно работающих передач принимаю
;
–
допускаемые напряжения, соответствующие пределу изгибной выносливости зубьев
шестерни и колеса, Н/мм2(см. табл.1.4):
для
шестерни:
Н/мм2
для
колеса:
Н/мм2
Определяю допускаемые напряжения на изгиб:
для
шестерни:
Н/мм2
для
колеса:
Н/мм2
Коэффициент
,
принимаем предварительно по табл. 3.1[1].
Принимаем для
косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию
(стр.36[1]).
Межосевое
расстояние ,
,
рассчитывается по формуле:
(2.8)
где:
-
коэффициент межосевого расстояния, принимаем
, стр.13
[1] т.к. передача косозубая;
-
коэффициент ширины колеса, принимаем
=0,4
-
коэффициент концентрации нагрузки, принимаем
=1,25
Подставляя все величины в формулу, получаем:
,
Округляем до стандартного значения
.
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
мм
мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60(стр.36[1])
мм
Примем
предварительный угол наклона зубьев
(из ряда
оптимальных значений
) и определяю числа зубьев шестерни и
колеса :


Принимаю: z1 = 21.
Число зубьев колеса:
,
(2.17)
![]()
Принимаю: z2 = 101.
Уточняю фактическое значение угла наклона зуба


![]()
Определяю делительный диаметр колес, мм:

Нахожу делительный диаметр шестерни:


Нахожу делительный диаметр колеса:
(2.10)

Определяю фактическое межосевое расстояние:
;
Определяю диаметр вершин зубчатых колес:
(2.22)
где:
–
диаметр вершин зубьев, мм шестерни:
мм
(2.23)
|
Лист |
||||||
|
Изм |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
колеса:
мм
Определяю диаметр впадин зубчатых колес:
![]()
где:
–
диаметр впадин зубьев, мм
для шестерни:
мм
для колеса:
мм
Определяю ширину венца зубчатого колеса:
где:
–ширина
венца колеса, м
– ширина
венца шестерни, м
–коэффициент
ширины зубчатого венца косозубого колеса, по таблице ![]()
мм
(2.11)
![]()
Принимаю:
мм
Определение силовых параметров в зацеплении а)Определение окружной скорости колеса и выбор точности изготовления :

где:
–частота
вращения вала, рад/с;
–делительный
диаметр, мм.
м/с
По табл.1.8 определяю степень точности: степень точности 9-ая.
б)Определение сил, действующих в полюсе зацепления зубчатых колес.
В косозубой передаче действуют 3 силы:
–Окружная
![]()
–Радиальная
![]()
–Осевая
![]()
Окружная сила на колесе:

где:
–делительный
диаметр, м
–вращающий
момент, Н
м
Н
Радиальная сила:

–угол
профиля нормального эвольвентного зуба;
Н
Осевая сила:
![]()
Н
–вызывает
изгиб и кручение;
,
–вызывает
только изгиб.
Проверочный
расчет передачи по контактным напряжениям
и по
напряжениям изгиба
:
а)Проверочный расчет передачи по контактным напряжениям:
![]()
где:
–расчетные
контактные напряжения, Н/мм2
–окружная
сила, Н
–диаметр
делительной окружности колеса, мм
–ширина
венца колеса, мм
–коэффициент,
учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
–
коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца колеса,
табл.1.6;
– коэффициент
динамической нагрузки;
;
;
–передаточное
число редуктора


Н/м
353,2<553Н/мм2
3,14<10% что допускается
Проверочный расчет зубьев на изгиб:
![]()
![]()
где:
–расчетные
напряжения изгиба, Н/мм2
–коэффициент
формы зуба, выбираю по таблице 1.10
;
;
m–модуль, мм
при V
10м/c
при V
10м/c
–коэффициент
, учитывающий наклон зуба, ![]()
–допускаемое
напряжение на изгиб, Н/мм2
Н/мм2
Н/мм2
Прочность зубьев на изгиб обеспечена.
![]()
где:
–
угловые скорости червяка и колеса соответственно, рад/с.
рад/с
Число витков червяка при принятом ![]()
![]()
![]()
Для повышения КПД принимаю
, тогда
число зубьев колеса равно:
![]()
Принимаю ![]()
Передаточное число передачи:
![]()
где:
,
–число
заходов червяка и число зубьев колеса.
![]()
Фактическая угловая скорость червячного колеса:
![]()
рад/с
Отклонение фактической угловой скорости от заданной составляет 0,9% что допустимо.
Задаю предварительно КПД передачи. По таблице 5,8 при
принимаю
.
Номинальный вращающий момент на валу червячного колеса:
![]()
где:
–Мощность на валу червяка, Вт;
–КПД
передачи;
–фактическая
угловая скорость на валу колеса, рад/с
Н
м
Предварительно определяю скорость скольжения витков червяка по зубьям червячного колеса:
![]()
где:u–передаточное число передачи,
м/с
Материалы венца червячного колеса и червяка:
По предварительной скорости скольжения витков червяка по зубьям
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.