Содержание.
Введение. ..……………………………………………………………………...2
1. Возникновение и сущность монополий. ..………………………………...3
1.1.Характерные черты монополий. ...……………………………………....3
1.2.Монополии и их виды.……………………………………………………4
1.3. Примеры монополистических объединений.………………………….8
2.Монополия и государственное регулирование.………………….……….9
2.1.Закон Шермана 1890 г.……………………………………………….…10
2.2.Закон Клейтона 1914 г.………………………………………………….10
2.3.Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. …………………….12
2.4.Закон Селлера-Кефовера. ………………………………………………13
Заключение.…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы.…………………………………...…16
Введение.
Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определённого товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.
На конкурентном рынке действует обычно несколько фирм, продающих одинаковый продукт. Любая попытка одной из фирм продать свой продукт по цене выше рыночной приводит к тому, что потребители отказываются от покупки продукции завысившей цену фирмы в пользу её конкурентов. На монополизированном рынке данный конкретный продукт продаёт только одна фирма. Повышая цену, монополист теряет часть своих покупателей, но не всех.
В реальной жизни большинство отраслей находится где-то
между двумя указанными полюсами. Если бензоколонка в маленьком городке, повышая продажную цену бензина, теряет при этом большую часть своих клиентов, есть основания полагать, что фирма ведёт себя как конкурентная. Если ресторан в том же городке, повышая цену, теряет при этом лишь нескольких клиентов, есть основания думать, что этот ресторан обладает в некоторой степени монопольной властью.
Фирма, обладающая в некоторой степени монопольной властью, имеет больше возможностей выбора, чем фирмы в чисто конкурентной отрасли. Она может, например, использовать более сложную стратегию ценообразования и маркетинга, чем конкурентная фирма, или же попытаться придать своему продукту характеристики, отличающие его от аналогичной продукции конкурентов, чтобы ещё больше усилить свою рыночную власть.
В этом курсовом проекте мы рассмотрим историю возникновения монополий их сущность, виды, поведение монополий и их регулирование государством на примерах стран с развитой рыночной экономикой.
1. Возникновение и сущность монополий
1.1.Характерные черты монополий.
До середины девятнадцатого века в национальных экономиках развитых стран существовала совершенная (свободная) конкуренция. В этом случае на том или ином отраслевом рынке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной, практически идентичной продукции. Кроме того, масштаб производственной деятельности каждого производителя-продавца настолько невелик, что он не может повлиять на установление рыночной цены на данный тип продукции. При совершенной конкуренции капиталы могут свободно входить в данную отрасль и выходить из неё.
Во второй половине девятнадцатого века постепенно начинается возникновение крупных предприятий и их объединений, которые постепенно охватывали всё возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства, проявлявшийся в сосредоточении на всё более крупных предприятиях (объединениях) значительных масс рабочей силы, объемов производства. Так, в 1909 г. в США Развивался процесс концентрации производства, проявлявшийся в сосредоточении на всё более крупных предприятиях (объединениях) значительных масс рабочей силы, объемов производства. крупнейших промышленных предприятий с объемом производства в 1 млн. долл. и более насчитывалось 1,1% от общего числа, на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны. Конкуренция стала несовершенной (несвободной). Сокращается число производителей-продавцов, крупнейшие из оставшихся получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену; производимая предприятиями продукция нередко становится разнородной, дифференцированной. (7.345с.)
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: натуральная монополия, олигополия и дифференциация продуктов.
1.2.Монополии и их виды.
Натуральная (чистая) монополия. Натуральным монополистом является единственный производитель в своей отрасли, причём не существует отрасли, производящей близкие к его товарам товары- субституты (функционально замещающие первоначальный вид товара).
Хотя в начале-середине двадцатого века в промышленности капиталистических стран такие примеры были очень редки (в США компания по производству алюминия «Алкоа» и др.) и в частной промышленности развитых капиталистических стран в настоящее время натуральных монополий практически нет, но существуют так называемые «естественные монополии» - местные телефонные компании, компании по обслуживанию электричеством, водой, газом.(1.450с.)
В марксистской политической экономии преобладал подход к монополии как в большей степени производственной, чем рыночной категории. Под капиталистической монополией обычно подразумевается некоторое объединение ряда предприятий различных сфер народного хозяйства (промышленности, торговли, финансов, услуг и т.д.), занимающее доминирующие позиции в производстве и реализации одного или многих видов продукции (услуг). Такого рода понятие близко к одной из разновидностей изучаемой в зарубежной политической экономии олигополии. Понятие «естественная, природная монополия» в нашей литературе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.