Техника как духовное и бездуховное явление, ее амбивалентность. Учения, в которых сущностью техники являются духовные потребности человека

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

3.6  Техника как духовное и бездуховное явление, ее амбивалентность (Л.Мэмфорд, Х.Ортетга-и-Гассет, Н.Бердяев, К.Ясперс)

Техника – часть объективной реальности, необходимыми признаками техники являются:

1)  Техника является искусственного происхождения;

2)  Техника – средство преобразования объективной реальности

3)  Техника должна находиться в процессе функционирования

Указывают еще ряд ее признаков:

1)  сознательно применяется,

2)  техника должна быть социально признана

3)  Техника рациональна

Учения, в которых сущностью техники являются духовные потребности человека (первая половина ХХ в.)

Представители: Карл Ясперс, Льюис Мемфоррд, Николай Бердяев, Ортега-и-Гассет.

Согласно Артего-и-Гассет, духовность – это все то, что порождается человеком, а не природой. Здесь рассматривается внеприродные потребности человека, знания.

Согласно Мемфорду и Ясперсу, духовность – это символическая способность человека, т.е. способность создавать символы, обозначающие реальности. Он концентрирует внимание на нематериальной стороне.

Согласно Бердяеву, духовность – это ценности, способность их создавать.

Таким образом, это понятие четко не определено.

Именно духовность они считают сущностью человека, а человек создает технику, в результате чего техника приобретает какие-то черты человека. Поэтому человек может реализовать в технике свои творческие способности.

Техника реализует ценности эффективности: максимально эффективно произвести с минимальными затратами. Но это и биологическая цель. Поэтому современная техника ничем не отличается от животных, а человек не отличается от техники.

Концепция Николая Бердяева (начало ХХ в.). Технику он понимал как результат  человеческого духа и природы человека.

Свое учение о техники он начинает с попытки отделить человека от техники, выделить его особенности. Технику он делит на материальную, внутри которой выделяет методическую технику (служащую для удовлетворения материальных потребностей), и духовную, служащую для удовлетворения духовных потребностей. Цель техники – максимальное достижение результата при минимальных затратах энергии и материалов,

Современная техника стала новым порядком, в котором человек существует и им определяется.

Бердяев выделял следующие периоды в развитии техники:

1 – природно-органическая фаза: нет религиозных ценностей: бог и природа едины; техника потенциально содержится в жизни человека; человек полностью растворен в природе, и та техника, которую он использует, носит чисто органический характер

1а – техника случая, техника не осознана, ей обучаются через мимезис (подражание) бессознательно. Эту фазу выделял Артего;

2 – культурная фаза: человек обособляется от природы, создает свою духовность, религиозность, отражает религиозность в технике; техника отвергается, если противоречит духовной составляющей людей.

2а – мифологическая техника первобытного общества

3 – техника ремесла (Древняя Греция, Древний Восток) определяется духовностью человека.

Бердяев идеализировал Средневековье, т.к. он не учитывал фактор социальной рациональности.

Согласно Бердяеву, с началом промышленной революции (XVIIIв.) началась машинная стадия, когда человек стал продолжением техники.

Бердяев разработал эсхатологию – учение о конце истории. В 1-ой половине ХХ в. техника оценивается:

1)  как исключительно положительная, и существует вера в технику, которая сделает человека счастливым;

2)  техника нейтральна

3)  техника – это антихрист, ведущий человечество к гибели. И либо человек полностью превратиться в машину и исчезнет за ненадобностью, либо он вернется к Богу и преодолеет влияния техники. В результате наступит 4-ый тип отношения;

4)  тип оценки техники – духовный. Это возврат к культурной фазе создания техники.

Таким образом, в концепции Бердяева сущностью техники является либо человеческий дух, либо материя.

Концепция Льюиса Мемфорда (1-ая пол. ХХв.). Мемфорд понимал технику, как результат символической деятельности мозга. Человек создал символы для интерпретации своего опыта, в результате чего произошло удвоение реальности: одна реальность – вне нас, другая - в нашем сознании в форме символов. Поэтому техники не было бы, если бы не было бы второй символической реальности.

Ученые теряют способность создания нового. Это сильно, когда дополняется бюрократической системой общества. Поэтому данную систему он назвал мегамашиной. Мегамашина – это определенный тип социальных отношений, регулируемый законами, нормами, которые логичны, однозначны.

По-другому 2-ой и 3-ий этапы (у Бердяева) характеризует Мемфорд, который говорит, что техника была слаборазвита в период первобытности и существования ремесленной техники. Главную роль играет «мегамашина», которая целиком определяла жизнь человека и не менялась.

Мемфорд выделил следующие периоды:

Ø с 1700 по 1750 г. – период интуитивной техники, техники ремесла. Человек создавал символы, т.е. удваивал реальность, случайным образом.

Ø конец XVIII до конца XIX в. – эмпирическая техника, т.к. основывалась на эмпирических символах, толковании природы, толковании опыта человечества.

Ø конец XIX в. по сегодняшний день – теоретическая техника, техника создается на основе технической теории, а не на эмпирический опыт.

Мемфорд говорил, что если мы не будем работать, то техника превратиться в жесткую систему.

Таким образом, в концепции Мемфорда сущностью техники является определенная разумная интерпретация действительности, свойственная мозгу с момента его возникновения.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0