3.11 Техника как гносеологическое и онтологическое явление в философии Л.Нуаре и религиозной философии Ф.Дессауэра.
Техника – часть объективной реальности, необходимыми признаками техники являются:
1) Техника является искусственного происхождения;
2) Техника – средство преобразования объективной реальности
3) Техника должна находиться в процессе функционирования
Указывают еще ряд ее признаков:
1) сознательно применяется,
2) техника должна быть социально признана
3) Техника рациональна
Гносеология — теория познания, раздел философии.
Онтология — раздел философии, изучающий бытие.
Влияние техники на познание.К этому подходу относится орудийная концепция формирования мышления в философии Льва Нуаре (начало ХХ в.).
Техника была закреплена в виде условного рефлекса и потом была подхвачена с помощью мимезиса (подражание).
Коллективная техника каких-либо действий: методы коллективной охоты, требующие от гоминидов взаимодействия между собой. Коллективная техника человека отличается от других наличием языка. В ходе взаимодействия сформировалась совокупность понятий. Установлено, что первые слова характеризовали техническое действие. Поскольку не существует абсолютно одинаковых предметов, позволяющих совершать один и тот же род деятельности, стало формироваться абстрактное представление.
Религиозное мышление также возникло в результате развития техники. Примеров много. В Древней Греции существовала система богов (пантеон), отображающая роды технической деятельности: Гефест – бог кузнечного дела, Посейдон – бог морей. Между богами была иерархия, носившая технический характер.
Техническая деятельность породила рациональное мышление. Техническое действие позволило людям отличить причину от следствия, разделить понятия «возможное» и «действительное» (действительное – когда человек применяет технику), «качество» и «количество», «общее» и «частное».
Техническое действие позволило человеку выделить субъект (он сам) и объект познания.
В результате технической деятельности человек обнаружил, что реальность не такая, какой он ее себе представляет. Это породило процесс познания, когда знания приближаются к истине – адекватному отражению реальности в понятиях, полностью ее описывающей.
Нуаре делает вывод: «вначале было дело, а не слово».
Таким образом, сущностью техники в учении Льва Нуаре является развитие человеческого мышления, как будто кто-то задал технике эту цель. Кто? Почему? Нуаре не отвечает. Гносеологический аспект философии техники развит слабо.
Онтологический аспект понимания техники: влияние бытия на технику рассмотрен в концепция Фридриха Десауэра (20-е гг. ХХ в.), характеризующего технику как встречу с Богом.
Десауэр рассматривал технику не как функционирующую реально, а в аспекте ее изобретения. Он говорит, что когда человек начинает рассматривать созданную технику, то это закрывает ее сущность. Техника создается человеком в результате обработки некоего сырья, именно на этом этапе сущность техники закладывается человеком.
Почему же происходит открытие закономерностей в одно и то же время в различных культурах. Почему изобретатель ищет одно единственное решение проблемы - идеальное? Десауэр считает, что технические идеи существуют независимо от изобретателя в неком трансцендентальном сфере (боге), существуют объективно. Человек улавливает их и воспроизводит.
Десауэр говорит, что технику создал Бог, а роль человека уловить то, что создано Богом.Создавая технику, он познает Бога. Отсюда следует, что человек – продолжатель божественного творения.
Таким образом, в концепции Десауэра сущностью техники является Бог, а техника – это встреча с Богом, приближение к нему.
Эта концепция похожа на философию Платона. Десауэр является неоплатонистом.
Если человек не полностью познал идеал, то и появляются негативные последствия от техники. Поэтому технику нужно совершенствовать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.