Вопрос 26. Логика и методология научных исследований, их роль в истории развития науки.
В философии науки значительное место занимают проблемы логики и методологии научного познания. По мере того, как возрастал объем научного знания, становилось все более очевидным стремление ученых проанализировать разнообразные принципы, приемы, формы и методы, с помощью которых приобретается знание в науке. Проблема логики и методологии науки привлекала к себе внимание еще в античности (Аристотель – «Органон»). Долгое время проблема логики и методологии вообще являлась монополией философии (особенно Нового времени, Бэкон «Новый органон»). В 17-18 вв. поиск некого всеобщего метода научного познания являлся центральной проблемой нового времени. Говоря о методологии научного познания, естественно необходимо сказать о том, что такое метод. Основная функция метода - это внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия, поэтому метод можно определить как систему предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата той или иной сферы деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины и позволяет двигаться к цели кратчайшим путем, то есть он является своеобразным компасом, по которому субъект познания прокладывает свой путь и избегает крупных промахов и ошибок. Недаром Бэкон связывал метод со светильником, который освещает путнику дорогу в темноте. Начиная со второй половины 19 века, происходит дифференциация и отпочкования различных дисциплин, исследующих разные области познания.
Наряду с философскими методами возникает математическая логика и постепенно формируется логика научного познания. Наряду с этим развивается история науки, психология науки, и, наконец, науковедение. Названные науки исследует различные стороны отношения научного знания. Под логикой науки понимают совокупность правил в логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теории. Таким образом, логика науки с помощью аппарата современной символической (т. е. математической) логики изучает структуру научных теорий и их компонентов, таких как определения, классификации, понятия, законы и др. Она устанавливает логические связи между различными структурными компонентами научного знания, рассматривает вопросы непротиворечивости и полноты теории, рассматривает способы проверки и формирования научных гипотез, анализирует логические аспекты таких методов познания как обобщение, абстракция, идеализация и т. д. То есть это довольно развитая и относительно самостоятельная ветвь науки, хотя ее основные достижения входят в круг методологических проблем, которые рассматриваются во многих учебниках. Главной же целью методологии науки является изучение тех средств, методов и приемов исследования, с помощью которых приобретается новое знание науки.
Несмотря на различные точки зрения на логику и методологию науки исследования научного познания важно отметить, что так или иначе они тесно связаны между собой и с философией. Именно философия служит мировоззренческой основой для методологии и логики науки и сама философия не порывает связей ни с методологией, ни с логикой науки. Те или иные методологические концепции всегда создаются на базе определенных гносеологических принципов, а выработка общего понимания природы, законов человеческого познания остаётся задачей философии. То есть, философское понимание знания оказывает решающее влияние
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.