Логика и методология научных исследований, их роль в истории развития науки. Проблемы логики и методологии научного познания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вопрос 26. Логика и методология научных исследований, их роль в истории развития науки.

В философии науки значительное место занимают проблемы логики и методологии научного познания. По мере того, как возрастал объем научного знания, становилось все более очевидным стремление ученых проанализировать разнообразные принципы, приемы, формы и методы, с помощью которых приобретается знание в науке. Проблема логики и методологии науки привлекала к себе внимание еще в античности (Аристотель – «Органон»). Долгое время проблема логики и методологии вообще являлась монополией философии (особенно Нового времени, Бэкон «Новый органон»). В 17-18 вв. поиск некого всеобщего метода научного познания являлся центральной проблемой нового времени. Говоря о методологии научного познания, естественно необходимо сказать о том, что такое метод. Основная функция метода - это внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия, поэтому метод можно определить как систему предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата той или иной сферы деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины и позволяет двигаться к цели кратчайшим путем, то есть он является своеобразным компасом, по которому субъект познания прокладывает свой путь и избегает крупных промахов и ошибок. Недаром Бэкон связывал метод со светильником, который освещает путнику дорогу в темноте. Начиная со второй половины 19 века, происходит дифференциация и отпочкования различных дисциплин, исследующих разные области познания.

Наряду с философскими методами возникает математическая логика и постепенно формируется логика научного познания. Наряду с этим развивается история науки, психология науки, и, наконец, науковедение. Названные науки исследует различные стороны отношения научного знания. Под логикой науки понимают совокупность правил в логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теории. Таким образом, логика науки с помощью аппарата современной символической (т. е. математической) логики изучает структуру научных теорий и их компонентов, таких как определения, классификации, понятия, законы и др. Она устанавливает логические связи между различными структурными компонентами научного знания, рассматривает вопросы непротиворечивости и полноты теории, рассматривает способы проверки и формирования научных гипотез, анализирует логические аспекты таких методов познания как обобщение, абстракция, идеализация и т. д. То есть это довольно развитая и относительно самостоятельная ветвь науки, хотя ее основные достижения входят в круг методологических проблем, которые рассматриваются во многих учебниках. Главной же целью методологии науки является изучение тех средств, методов и приемов исследования, с помощью которых приобретается новое знание науки.

Несмотря на различные точки зрения на логику и методологию науки исследования научного познания важно отметить, что так или иначе они тесно связаны между собой и с философией. Именно философия служит мировоззренческой основой для методологии и логики науки и сама философия не порывает связей ни с методологией, ни с логикой науки. Те или иные методологические концепции всегда создаются на базе определенных гносеологических принципов, а выработка общего понимания природы, законов человеческого познания остаётся задачей философии. То есть, философское понимание знания оказывает решающее влияние

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
18 Kb
Скачали:
0