Как техника влияет на познание. Автором такого подхода был Лев Нуаре, ему принадлежит орудийная концепция формирования мышления, то есть познавательной способности.
Появление орудий носило случайный характер и их появление предшествовало появлению разума и языка у человека. То есть в процессе деятельности формировался язык и разум человека. Методы коллективной деятельности, которые носили стихийный характер стимулировали развитие языка общения, в процессе совместной деятельности формировались первые понятия как инструмент мышления. Они формировались неразрывно с технической деятельностью. С человек что то происходило, средства и он их обозначал понятиями. Лингвистам известно, когда орудие труда и сам деятельность они обозначались именами собственными, то есть не топор, а Филя. То есть как бы у каждого человека было орудия, то есть топор по имени Филя это не топор по имени Лиза, так как он воспринимается как что-то отдельное. Появились некие общие понятия. Сами предметы называли по происхождению деятельности. Пила Галя – она пилит. Не Пилит от слова пила, а на оборот пила от слова пилит. Сам род деятельности, который повторялся порождал одни и те же обозначения. А так как топоры все равно отличаются ( один тупой другой острый) они все позволяют совершать один род деятельности и стало формироваться абстрактное представление. В том числе религиозное мышление, оно было практически одним из первым. Оно возникло в результате развития техники. Примеров много. В др. Греции система богов ( пантеон) он отображал роды технической деятельности Гефест – бог кузнечного дела, Посейдон – бог морей и т. д. Особенно дифференцировался пантеон богов в др. Риме. Именно специфика, развитие ремесла было сильнее, чем в древней Греции. И поэтому пантеон был шире.
В индуизме, существуют три бога Брахма – бог созидатель
Вишну – бог хранитель
Шива – бог разрушитель
По трем видам некой деятельности, разрушение хранение или созидание. Ряд видов созидает другой хранит третий разрушает и поэтому была создана троица богов.
Техническая деятельность породило не только религиозное но и просто рациональное мышление. Какая-то техника могла рассматривать как причина какого-то следствия. И такие понятия (причина, следствия) не возникли бы. Не возникло был представление о своей инстинктивной природе. Инстинкт как некая причина определенных эффектов. Техника позволила отделить цель от средство. Человек имеет цель, техника – позволяет достичь. В технической деятельности можно найти все философские рациональные категории. Необходимость и случайность (некоторые эффекты закономерные, а другие случайны побочны) Если не было бы технич. Деятельности то понятий не было. Действительность и возможность (можно что-то делать) И рац. Мышление формировалось благодаря техники. Кант ссылался на категории рассудка, и благодаря им можно мыслить. Если кант считал что они априорны, то философ Нуаре.. Говорит что они появляются из техники.
Трех членные категории Субъект средство и цель. Появилось представление не только о техники, о результате, но и о самом человеке. Появилось представление в результате технической деятельности. Т.о. вся система категорий появилась в результате технической деятельности, конечно было обратное явление, категории сознательно применялись к созданию техники, или осмыслять с позиции других категорий (рефлексия) Нам кажется что мы создаем технику, на самом деле корень лежит в нашей бессознательной деятельности а потом сознательной. На основание технической деятельности произошло разделение на субъект и объект познания. То есть человек в процессе деятельности обнаруживал, что не всегда его цель достигаема или достигается не полностью. То есть он ожидает от техники определенных результатов, а реальные результаты не соответствуют ожидаемым. И обнаруживается что реальность не такая, и начинает задумывается что действительность такого какой я себе представляю или другая. Поэтому произошло разрушение тождества субъекта и объекта познания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.