Техника как фактор развития общества в философии К.Маркса и концепции Ж.Эллюля

Страницы работы

Содержание работы

3.13 Техника как фактор развития общества в философии К.Маркса и концепции Ж.Эллюля.

Техника – часть объективной реальности, необходимыми признаками техники являются:

1)  Техника является искусственного происхождения;

2)  Техника – средство преобразования объективной реальности

3)  Техника должна находиться в процессе функционирования

Указывают еще ряд ее признаков:

1)  сознательно применяется,

2)  техника должна быть социально признана

3)  Техника рациональна

Техника как фактор развития общества

а) В философии К. Маркса

Маркс рассматривал технику как природный материал, обращенный человеком в органы своей воли и своего мозга, как овеществленная сила человеческого знания. В ходе трудовой деятельности человек изменяет не только внешнюю природу, но и собственную природу, т.е. создает самого себя. Труд как способ человеческого бытия является сознательной деятельностью и представляет собой процесс применения и создания технических средств. Именно уровень развития техники становится у Маркса показателем степени развитости как экономики, так и общества в целом.

Таким образом, техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества.Существующий способ производства служит основанием существования и развития человеческого общества, через который техника оказывает достаточно активное влияние на жизнь общества. Таким образом, техника как активный социальный фактор действует не прямо, а опосредованно.

б) В философии Жака Эллюля (60-е гг. ХХ в.)

Эллюль не рассматривает технику как таковую, а вводит понятие «феномен техники». Он придает термину техника широкий мировоззренческий смысл. Эллюль рассматривал технику не только как машинные механизмы, машинную технику, ту или иную процедуру для достижения цели, но как совокупность рационально выработанных методов, обладающих абсолютной эффективностью в каждой области человеческой деятельности.

Техника перестает быть простым «завоеванием» природы и становится некой «заменой» природы, т.е. некой техносферой или технической средой, заменяющей естественную среду обитания человека. Поэтому в современных условиях «техника – фактор порабощения человека», она определяет собой все другие формы человеческой деятельности (политику, экономику, культуру и т.д.).

Именно поэтому техника стремится к всевластию, которому должно быть оказано активное противодействие. Таким ограничителем выступила этическая концепция «отказа от власти» техники Эллюля. Она основывается на полном отрицании «технологического императива»

Поскольку полностью отказаться от техники невозможно, т.к. реальной альтернативы техники как таковой не существует, то следует следовать этике отказа от ее власти, т.е. отказаться от идеологии техники. Мы должны систематически и добровольно, без всяких усилий над собой искать пути к отказу от власти (техники, которая разрушает личность). Эта этика призывает не включать телевизоры, водить машины с меньшей скоростью, отказаться от чрезмерного потребительства, от загрязнения окружающей среды.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
28 Kb
Скачали:
0