3.15 Понимание техники в теориях информационного общества. Технофобия.
Техника – часть объективной реальности, необходимыми признаками техники являются:
1) Техника является искусственного происхождения;
2) Техника – средство преобразования объективной реальности
3) Техника должна находиться в процессе функционирования
Указывают еще ряд ее признаков:
1) сознательно применяется,
2) техника должна быть социально признана
3) Техника рациональна
а) Теория информационного общества Элвина Тоффлера.
На передний план в теории Тоффлера выходит информация.
Техника рассматривается как более широкое явление. Социальный прогресс во многом определяется информацией, в частности развитие материальной техники стимулировало коммуникацию в обществе. Как только более совершенными становились коммуникации, общество претерпевало развитие, менялась доступность информации и многие другие факторы.
б) Теория информационного общества Мак-Клюена, Масуды, Бунге.
Эта теория акцентирует внимание на производстве и использовании информации, которое характерно для современного общества. Информация выступает как главный фактор развития общества.
Согласно Мак-Клюену, сущностью общества являются средства коммуникации. Расцвет цивилизаций обусловлен развитием информационных коммуникаций.
В результате в техносфере образовалась инфосфера – информационный сектор в экономике, где информация производиться, передается и т.д. В результате информация и знания по значимости вытеснили труд и капитал. Соответственно возник новый тип технического человека, который становиться носителем информации.
Инфосфера влечет возникновение компьютерной демократии (получение знаний через интернет). Информационные общества открывают равный доступ к богатству: политической власти, деньгам, знаниям.
Развитие информации требует развития кабельного телевидения, т.е. развития техники.
Таким образом, техника также создает свободу информации, что приводит к новому качеству общества.
в) Технофобия - это философская позиция, утверждающая, что техника приводит к отчуждению человека от общества.
Поэтому существовала позиция, призывающая к отказу от техники. Это мнение существовало с древних времен. С позиции древних религий, техника противоречит воле богов, следовательно, несет в себе отрицательные последствия. Например,
a) библейский миф о Вавилонской башне (люди построили высокую башню, чтобы достичь Бога, за что Бог покарал их, разрушив башню и смешав языки);
То же самое характерно и для христианской эпохи средних веков, в которой господствовало мнение, что техника создается посредством Сатаны. Бог дал человеку все для счастья, и человек не должен облегчать труд, создавая технику.
В эпоху Просвещения Ж.Ж. Руссо говорил, что техника разрушает природу, нарушает естественный ход и развращает человека, разрушает социальные условия.
Начиная с ХХ века, отношение к технике стало носить амбивалентный характер (техника несет как вред, так и добро). Уменьшить отрицательную сторону техники можно либо путем изменения человека, не разрушая сущность человека, либо путем совершенствования техники, ее заменой на принципиально новую. В настоящее время последнее вполне реализуемо с использованием нанотехнологий.
Таким образом, было рассмотрено социально-философское понимание техники как с позиций технократического позитивного, так и негативного осмысления техники.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.