Технократическое понимание техники в теориях индустриального и постиндустриального общества. Теория индустриального общества Терстейна Веблена

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

3.14 Технократическое понимание техники в теориях индустриального и постиндустриального общества (Т.Веблен, Дж.Гелбрейт, Д.Белл, А.Тоффлер).

Техника – часть объективной реальности, необходимыми признаками техники являются:

1)  Техника является искусственного происхождения;

2)  Техника – средство преобразования объективной реальности

3)  Техника должна находиться в процессе функционирования

Указывают еще ряд ее признаков:

1)  сознательно применяется,

2)  техника должна быть социально признана

3)  Техника рациональна

Техника воздействует на общество. Технократическое понимание техники (перевод «техника как власть»).

Теория индустриального общества Терстейна Веблена (рубеж XIX-XX вв.)

Он понимал технику как индустрию, производство. Критиковал капиталистическое производство за то, что в технике доминируют прибыли.

Техника меняется при монополистическом капитализме, цель которого – получение прибыли. В результате появился праздный класс, который ничего не производит, а только потребляет. Следовательно, ни человеческие потребности, а стремление к прибыли определяет характер техники.

Веблен предложил, что необходима технократическая революция, движущим фактором в которой должны быть инженеры, т.к. их деятельность нацелена на удовлетворение человеческих потребностей, а не на производство денег. Всеобщая забастовка инженеров приведет к параличу деятельности, и монополисты будут вынуждены передать им власть. Затем они организуют свой орган власти для перепрофилирования производства. Технический совет будет применять технологии, удовлетворяющие человеческим потребностям.

Таким образом, в концепции Веблена сущностью техники является удовлетворение социальных потребностей.

а)  Теория нового индустриального общества Джона Гэлбрейта (60-е гг. ХХ в.).

Гэлбрейт дополнил теорию Веблена. Он в целом разделял позиции Веблена, но дополнил индустрию понятием «информация», т.е. информация становится производящей силой.

Он также критиковал капитализм и ту образовавшуюся техносферу, которая закрывает доступ к информации. Поэтому использует только ту информацию, которую дозируют. Это служит власти бизнеса, развитие которой становится односторонним.

Революционным классом должны стать технократы, т.к. они обладают знаниями. Технократы обладают монопольным владением информации, это их орудие. Сама техническая информация является средством идеальной техники.

Таким образом, в теории Гэлбрейта сущностью техники является информация.

Концепция постиндустриального общества Дениэла Белла (70-е гг. ХХ в.).

Белл выделил три стадии в развитии общества:

–  доиндустриальная: характерно земледелие, скотоводство, рыболовство,

–  индустриальная характеризуется появлением перерабатывающих отраслей;

–  постиндустриальное общество возникло в ХХI в., признаками которого является:

1)  производство информации в форме знаний;

2)  наличие интеллектуальных технологий;

3)  наукоемкое производство

4)  рост интеллигенции и уменьшение количества рабочих и крестьян

5)  переход от производства товаров к производству услуг;

6)  снижение рождаемости;

7)  повышение качества жизни;

8)  развитие науки;

9)  возникновение меритократии – особое государство, в котором отсутствует управляемая демократия и существует деидеалогизированная демократия (некоторые политические высказывания нежелательны);

10) устранение социальных противоречий и классов.

Таким образом, появление знания как идеальной техники приводит к изменению всей жизни общества, что и хотел показать Дэниел Белл.

б)  Теория информационного общества Элвина Тоффлера.

Как и у Гэлбрейта на передний план в теории Тоффлера выходит информация.

Техника рассматривается как более широкое явление. Социальный прогресс во многом определяется информацией, в частности развитие материальной техники стимулировало коммуникацию в обществе. Как только более совершенными становились коммуникации, общество претерпевало развитие, менялась доступность информации и многие другие факторы.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
33 Kb
Скачали:
0