Различные подходы понимания техники. Концепция Николая Бердяева: три стадии развития техники. Концепция Карла Ясперса

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

есть данное изделие производит конкретный человек, то есть он вкладывает свои ценности, то сейчас техника становиться массовой ( с 18 века) и удовлетворяет массовые потребности они начинают доминировать и индивидуальная сфера из техники исчезает. Техника становится все более и более примитивной, то есть люди рационально сцепляются друг с другом и происходит планомерное функционирование труда, этой деятельности человека и организацию производства уступает место организации ремесленного труда, если организация ремесленного труда была личностной, зависела от того кто ее производит. То после промышленной революции происходит рациональная. То есть организация труда сменяется на организацию производства. К.Ясперск говорит, что это кризисный этап, и считает, что должна быть оценка техники с т.з. индивидуальной духовности, которой обладает человек. Сущность человека, по Ясперсу – это не природность, свобода от природы, то есть современная цивилизация лишает его сущности, но она все равно пробъет себе дорогу, так как человек осознает свое сущностное неудовлетворение техники, соц. Условиями. Он так же пытается осмыслить оценку техники. В Древней Греции техника оценивалась, как не то что негативное, а вообще ее игнорировали считали, что техника не обладает никакой ценностью, так как ценилась прежде всего интеллектуальность, духовность людей, а труд рабов, ремесленников, считался низким и соответственно и техника с помощью которой человек работал не имела ценность. То есть ценность имела духовное существование человека, мы знаем, что в античности существовали первые инженеры, которые производили (конструировали) технику, этот труд считался второго сорта и многие философы, когда перед ними вставали мат. Проблемы они создавали определенную технику, занимались инженерным трудом, а затем занимались после создания интеллектуальной и духовной работой, Техника не обладала ценннсоти. В средние века техника рассматривалась как отрицательная, так как она нарушает порядок Бога и она должна применяться очень ограничена, чтобы она в сущности ничего не меняла, чтобы жизнь не менялась так как она была создана богом или монархом ( последователем бога на земле) В эпоху реформации – техника нечто положительное, так как техническая деятельность начинает рассматриваться за грехи, То есть человек может достигнуть бога только в процессе труда и этим бог дает ему шанс. А в средние века, труд, техническая деятельность, рассматривалась как наказание, проклятием Богом. И поэтому отрицательно оценивалась. И как бы получается вывод, что техника несет в себе некие духовные начала, которые определяются мировоззрение, которые являются ценностью. И соответственно современная техника, как говорит Ясперс, она бездуховна, не несет в себе тех высоких нематериальных духовных ценностей, как они были характерны для развития человечества.

Какая же духовность должна быть современной техники – (по Бердяеву понятно – христианская) а здесь не понятно, какая структура, как ее реализовать к тому же духовность различная даже у разных людей. Поэтому понятно, что с этой позиции его концепция имеет ценное и интересное, но требует дальнейшей разработки как взгляд.

Следующая концепция, которую рассмотрим Льюс Мемфорд (американец) Первая половина 20 в. Понимал технику, как результат символической деятельности мозга. Здесь нужно понимать, почему Бердяев и Ясперс относятся к антропологическим функциям , потому, что духовность является неотъемлемой частью человека не его рука нога является неотъемлемой частью а именно духовность самая главная часть. А для Мемфорда – в человеке, фундаментальной является его символическая деятельность. Техника возникла (по Мемофорду) благодаря символической деятельности человека, то есть производство символов. То есть, что такое символ – определенная интерпретация (пониамания) человеческого опыта, которая отличается от самого этого опыта, то есть некое удвоение, реальности. То есть одна реальность вне нас, а другая есть в нашем сознании в форме символов, понятий, представлений об этой реальности. То есть техники не было бы если бы не было бы второй символической реальности. То есть техника – удвоенность, она же отличается от реальной. Конечно она другая, потому что она у нас сознании, другая интерпретация и не значит что она должна соответствовать она просто должна … И соответственно когда же появилась символизация реальности – и первые символы появились в первобытном обществе и он говорит (Мемфорд), что появилось первая символизация когда появились первые орудия. Но мы знаем, что это не так, на самом деле с современных позиций – первое свидетельство – относится к 70 т лет назад. То есть тогда появились первые орнаменты, который был нанесен на каменное (костяное орудие) То есть это нечто иное по отношению к реальности. Если костяное орудием можно создать на основе подражания, то орнамент это наличие символической реальности. И максимальный расцвет символической деятельности – 30 т л. Назад когда появилось много техники (орудий, средств и т. д.) к тому же к этому периоду относится первая техническая деятельность этими орудиями. Первое искусство, как тоже какая-то идея. Мы знаем, что самые древние рисунки относятся к периоду – 50 т л назад, они были найдены в Австралии (в пещерах) рисунки животных, Впервые человек не только мыслил эти символы, но изображал их на некоторых носителях, стенах. То есть спомощью красок. Своя определенная методика существовала. Самые первые рисунки – рисунки руки. Еще не умели рисовать животных, но накладывали руку и потом

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
75 Kb
Скачали:
0