Среди наиболее популярных тогда коллективов этого направления была, конечно же, Metallica, а также Iron Maiden, Manowar, Heloween, Megadeth и др. Поклонники этих групп называли себя металлистами, хотя, впрочем, многие ни к кому себя не относили, а просто слушали музыку. Особняком немного стояли те, кто слушал и фанател от К.Кобейна и гр. Nirvana. Противостояние было достаточно сильным и между этими двумя направлениями зияла огромная пропасть непонимания и неприятия (к слову сказать, что в то время мы с родным братом находились по разные стороны, что отнюдь не мешало нашему общению). Но вскоре эти границы стерлись, многие ребята стали слушать и то, и другое, однако остались те, кто слушал только тяжелую музыку, отвергая все и вся, что было легче тяжелого металла и трэша. Именно эта часть людей, на мой взгляд, была подвержена еще большему утяжелению и попадала под влияние немного другой музыки, имеющей немного общего с вышеупомянутой. На этом мне бы и хотелось заострить внимание.
Уже стало притчей во языцах утверждение о том, что бунт против господствующей идеологии и всплеск молодежного стремления к самоопределению породил пестрый и разнородный пласт субкультур. Некоторые из них представляют существенную социальную опасность, в первую очередь, из-за своей связи с фашистскими и националистическими идеями. Но, как ни странно, в их числе практически не упоминаются сатанизм и неопаганизм. Эти течения, противопоставляющие себя ортодоксальным религиозным институциям и играющие не последнюю роль в молодежной рок-культуре, обладают всеми идеологическими элементами фашизма: культ насилия и агрессия по отношению к своим идейным противникам, расизм и национализм на религиозной основе, антисемитизм и т. д.
Свой полный триумф, связанный с выходом из подполья и превращением в официальный культ, сатанизм пережил в середине 20 века, когда Антон Шандор Ла Вэй основал в США Церковь Сатаны и издал в 1966 г. «Сатанинскую Библию», укрепив постулаты сатанизма.
С деятельностью Church of Satan связаны такие имена, как Диаманда Галас, Мэрилин Монро, Розз Уильямс. А с возникновением рок-музыки и молодежной субкультуры сатанизм получил средство воздействия на сознание.
«Первой ласточкой» было творчество Black Sabbath и Alice Cooper, но здесь важно отметить, что, не являясь сатанистами, Оззи Осборн и Элис Купер использовали «дьявольский» имидж и соответствующую тематику в лирике исключительно для эпатажа и привлечения к себе внимания публики (весьма небезуспешно). Но, как бы ни было, идейный импульс был дан и процесс пошел. Уже откровенный сатанизм ряда команд начала 80-х (Venom, Mercyful Fate, Celtic Frost, Bathory), а также общие тенденции утяжеления и ужесточения стиля привели к возникновению в начале 90-х целого культурного пласта, вобравшего в себя не только сатанинские, но и ряд идейных фашистских постулатов. Этот стиль получил название black metal, и из-за своей растущей мировой популярности он становится все более и более взрывоопасным элементом мировой музыкальной субкультуры.
Апологетами и отцами-основателями стиля были три норвежские группы (Darkthrone, Mayhem, Burzum), которые привлекли к себе внимание, но не столько музыкой (в то время убогой и примитивной), сколько агрессивной пропагандой сатанинских и фашистских идей и целым рядом террактов.
Постоянно подогревая интерес молодежи к этой теме, они превратили локальную норвежскую уголовщину в культовое явление мирового масштаба, а маргинальных подростков – в металлерских «героев нашего времени», чем вызвали небывалый рост их популярности (альбом Burzum “Filosofem” 1996 г., скучный и неинтересный в музыкальном плане, занял 16-е место в мировом хит-параде ! ). Разумеется, это способствовало распространению стиля от Мексики до Сибири. Пропаганда этой человеконенавистнической идеологии в исполнении блэк-групп вызвала небывалый ажиотаж, что заставило ряд европейских фашистских и нацистских организаций пойти на контакт и тесное сотрудничество с этими музыкантами, рассматривая их как рупор своей идеологии.
В отличие от альтернативной музыки, дифференциация между фашистами и антифашистами выражена предельно четко, в среде doom/death/black metal не существует сколько-нибудь ощутимого антифашистского движения. Это объясняется, во-первых, общей ориентацией некоторых музыкантов на тематику насилия, во-вторых, отсутствием демонстративного фашизма с его привычной атрибутикой (свастики, лозунги), его закамуфлированностью менее броской, но не менее агрессивной идеологией. Но, тем не менее, отсутствие антифашистских движений не означает отсутствие антифашистских тенденций. В этой связи нельзя не отметить великолепную английскую группу Cradle of Filth, осуждающую норвежцев за их профашистскую идеологию.
Кроме того, роль своеобразного «естественного фактора», отбраковывающего наиболее радикальные фашистские проявления в музыке, выполняет шоу-бизнес, который под давлением общества осуждает фашизм на Западе, нивелируя творчество своих подопечных, подвергая его жестокой цензуре. И наконец, пристальное внимание служб безопасности к разного рода экстремистским, особенно фашистским и сатанинским течениям, усилившееся после норвежских событий, существенно уменьшило былые притязания сатанистов.
Бунтарский протест против господствующей идеологии, молодежный максимализм, сопряженный с поисками собственных ценностных ориентиров, желание самоутверждения в узком кругу «избранных» и, наконец, вполне понятное чувство неуверенности перед собственным будущим – все это является идеологической средой для пропаганды и воплощения в жизнь фашистско-сатанинской идеологии. Идейная концепция, аппелируя то к «романтическому» средневековью и к фэнтэзи (в основном к Толкиену), то к язычеству, то к оккультизму и черной магии, профессионально поставленные театрализованные шоу с соответствующей атрибутикой и, что самое главное, чувство своей избранности и элитарности, причастности к чему-то таинственному и значит, вера в поддержку если не «темных сил», то на худой конец, тесно сплоченных единомышленников – вот что заставляет не искушенных в идеологических тонкостях подростков из социальных низов и неблагополучных семей пополнять ряды фашистских и сатанинских организаций. Причем противостоять этому процессу довольно трудно – его идеологические аспекты проработаны весьма грамотно и имеют многолетние традиции: Гитлер и его ближайшее окружение проявляли необычайный интерес к оккультурным традициям и германской мифологии, а различные современные скинхедовские и национал патриотические организации ищут в славянской и кельтской языческой обрядовости обоснование и базис своего существования.
И, наконец, последний вопрос – какова социальная реакция, антитезис
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.