Генеральный план. Выбор площадки для строительства фабрики. Принципы проектирования ситуационного плана промышленного комплекса, страница 2

Размеры площадки и ее рельеф должны отвечать условиям требуемой компоновки технологической схемы сооружений, иметь уклон поверхности 10—15° с прямолинейными горизонталями в пределах проектируемой застройки с учетом перспективного расширения цехов. Площадка должна иметь благоприятные инженерно-геологические условия, не должна располагаться на грунтах II степени просадочности, в зонах активных карстовых проявлений, оползней.

В северной строительно-климатической зоне площадка должна размещаться на участках со скальными, многолетнемерзлыми однородными талыми непросадочными грунтами.

7.2. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПЛАНА ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В практике проектирования и строительства рудоперерабатывающих предприятий получило распространение размещение обогатительной фабрики в составе горно-обогатительного комплекса (ГОКа).

Ситуационный план — основа проекта генерального плана обогатительной фабрики и промплощадок, входящих в состав ГОКа объектов; в нем координируются планировочные решения объектов основного технологического комплекса, вспомогательных производств, инженерных и транспортных коммуникаций, селитебной территории и строительной индустрии. Ситуационный план разрабатывается в соответствии с размещением объктов, предусмотренных актом выбора площадок.

Геодезической основой для составления ситуационного плана являются государственные картографические планы в масштабах 1:10000, 1:25000. Как правило, схемы ситуационных планов ГОКов характеризуют многообразие планировочных решений горно-обогатительного комплекса в зависимости от технологии переработки руды, видов карьерного транспорта, природных условий района месторождения, рельефа территории, инженерно-геологической структуры, сейсмичности и других факторов.

Характерными особенностями планировочных решений ГОКа большой производственной мощности, представленных на рис. 7.1, являются: рациональное расположение обогатительной фабрики вблизи рудника с размещением корпуса крупного дробления на борту карьера, что сокращает расстояние перевозки руды карьерным автотранспортом с последующим транспортированием крупнодробленой руды наиболее производительным непрерывным видом транспорта — ленточными конвейерами; расположение объектов производственно-вспомогательного комплекса (РМЗ, котельная, база строителей) сконцентрировано в общей зоне при большой плотности застройки, что сокращает протяженность инженерных сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения и транспортных коммуникаций — железнодорожного путевого развития и автодорог; территория города расположена в соответствии с санитарными требованиями с подветренной стороны преобладающего направления ветра по отношению к промышленному комплексу, карьеру, отвалам пустой породы, обогатительной фабрики, ТЭЦ и хвостохранилищу.

Рис. 7.1. Схема ситуационного плана ГОКа с расположением обогатительной фабрики вблизи рудника и корпуса крупного дробления на борту карьера:

1 — отвалы пустой породы; 2 — карьер; 3 — корпус крупного дробления; 4 — галерея ленточного конвейера; 5 — промплощадка обогатительной фабрики и рудника; 6 — ТЭЦ; 7— площадка ремонтно-механического завода (РМЗ); 8 — склад взрывчатых материалов; 9 — хвостохранилище; 10 — насосная станция оборотной воды; 11 — пульпопроводы; 12 — водовод оборотной воды; 13 — площадка строительной базы; 14 — ж.-д. станция комбината; 15 — ж.-д. станция МПС; 16— ГПП; 17 — ЛЭП; 18 — ж.-д. станция МПС

Хвостохранилище фабрики расположено в пониженной части рельефа и обеспечивает гидротранспорт хвостовой пульпы самотеком на период эксплуатации фабрики до 15 лет.

На рис. 7.2 приведен пример планировочных решений ГОКа при сложных топографических и инженерно-геологических условиях района строительства: горном рельефе местности, вечномерзлых просадочных грунтах, фоновой сейсмической активности 9—10 баллов; карьер расположен на отметках, превышающих площадку фабрики на 400—500 м, выбор которой определился наличием участка со скальными грунтами.

В данных условиях важный экономический фактор — выбор видов внутрикомбинатского технологического транспорта между рудником и фабрикой.

Рис. 7.2. Схема планировочного решения ситуационного плана ГОКа при сложных топографических и инженерно-геологических условиях района строительства: