Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. Возрастные особенности детей 6-7 лет и методы диагностики школьной готовности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова

(технический университет)

Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Выполнил студент 4 курса гр               .        

Проверил: доц.

Санкт-Петербург

2007
Содержание

1. Проблема готовности, детей к школьному обучению.. 3

2. Понятие готовности к школьному обучению.. 4

3. Возрастные особенности детей 6-7лет и методы диагностики школьной готовности. 5

3.1. Морфо-функциональные особенности развития дошкольников. 5

3.2. Диагностические методы оценки морфо-функциональной готовности детей, поступающих в школу. 7

3.3. Психологические особенности, развития детей 6-7 лет. 10

3.4. Диагностические методы оценки психологической готовности дошкольников. 15

3.5. Особенности социально-коммуникативной сферы 6-7летних детей. 18

3.6. Диагностические методы социально-коммуникативной готовности дошкольников к систематическому обучению.. 20

Список литературы.. 23


1. Проблема готовности, детей к школьному обучению

Проблема готовности детей к школьному обучению впервые была поставлена психологами стран Восточной Европы (Чехословакии, Болгарии). По данным чехословацких психологов 16% семилетних детей не готовы к обучению в школе.

Исследования отечественных психологов Д.В. Эльконина В.В. Давыдова, Л.И. Бажович, Л.А. Венгера, проводимые в рамках эксперимента по обучению в более раннем возрасте, также свидетельствуют о том, что достаточно большой процент 6-7 летних дошкольников, психологически не готовы к системному обучению в школе.

По данным М.М. Безруких и С.П. Ефимова: «В зависимости от возраста начала обучения число «неготовых» детей колеблется от 10 до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских. Больше всего «неготовых» детей выявлено в возрасте пяти-пяти с половиной лет (около 80%), в шесть лет таких детей уже намного меньше (51%), а в шесть: с половиной лет - 32%. В семилетнем возрасте число «неготовых» к школе детей снижается до 13%. При этом большинство девочек «созревает» в возрасте от пяти до пяти с половиной лет, а мальчиков - на пол года позже».

По данным отечественных исследователей «неготовые» к школьному обучению дети:

-  труднее и длительнее проходят период адаптации, приспособления к школе;

-  для них более характерны проявления различных трудностей в обучении;

-  среди них гораздо больший процент детей неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшие годы обучения;

-  именно у этих детей гораздо чаще отмечаются случаи нарушения состояния здоровья (прежде всего неврологической сферы).

На наш взгляд, важной является проблема своевременного выявления «одаренных детей», требующих с самых первых шагов школьного обучения специально разработанных программ индивидуального развития и особой педагогической поддержки.

Т.О. основными задачами диагностики школьной готовности являются:

1. выявление детей «психологически» готовых к школьному обучению;

2. выявление детей, по тем или иным параметрам не достигших в своем развитии необходимого уровня, с целью устранения недостатков воспитания;

3. выявление психологических особенностей и резервных возможностей детей для составления дифференцированных обучающих программ и работы с родителями.

2. Понятие готовности к школьному обучению

Как в нашей стране, так и за рубежом нет единого мнения по данному вопросу.

Например, в качестве компонентов готовности к школьному обучению Й. Шванцара. выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Исследователь из ГДР Витцлан считает, что для успешного обучения в первом классе необходимо достижение:

- определенного уровня умственного развития;

- определенного уровня способности к обучению;

- определенного уровня выносливости;

- стремления к достижениям;

- определенного уровня развития интересов;

- определенного уровня обучаемости (способности к обучению);

- определенное социальное поведение.

Рассмотрим подробнее различные подходы к данной проблеме у отечественных исследователей.

Первый подход предполагает определение у дошкольников умений

Похожие материалы

Информация о работе