Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова
(технический университет)
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Выполнил студент 4 курса гр .
Проверил: доц. |
Санкт-Петербург
2007
Содержание
1. Проблема готовности, детей к школьному обучению.. 3
2. Понятие готовности к школьному обучению.. 4
3. Возрастные особенности детей 6-7лет и методы диагностики школьной готовности. 5
3.1. Морфо-функциональные особенности развития дошкольников. 5
3.2. Диагностические методы оценки морфо-функциональной готовности детей, поступающих в школу. 7
3.3. Психологические особенности, развития детей 6-7 лет. 10
3.4. Диагностические методы оценки психологической готовности дошкольников. 15
3.5. Особенности социально-коммуникативной сферы 6-7летних детей. 18
3.6. Диагностические методы социально-коммуникативной готовности дошкольников к систематическому обучению.. 20
Список литературы.. 23
Проблема готовности детей к школьному обучению впервые была поставлена психологами стран Восточной Европы (Чехословакии, Болгарии). По данным чехословацких психологов 16% семилетних детей не готовы к обучению в школе.
Исследования отечественных психологов Д.В. Эльконина В.В. Давыдова, Л.И. Бажович, Л.А. Венгера, проводимые в рамках эксперимента по обучению в более раннем возрасте, также свидетельствуют о том, что достаточно большой процент 6-7 летних дошкольников, психологически не готовы к системному обучению в школе.
По данным М.М. Безруких и С.П. Ефимова: «В зависимости от возраста начала обучения число «неготовых» детей колеблется от 10 до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских. Больше всего «неготовых» детей выявлено в возрасте пяти-пяти с половиной лет (около 80%), в шесть лет таких детей уже намного меньше (51%), а в шесть: с половиной лет - 32%. В семилетнем возрасте число «неготовых» к школе детей снижается до 13%. При этом большинство девочек «созревает» в возрасте от пяти до пяти с половиной лет, а мальчиков - на пол года позже».
По данным отечественных исследователей «неготовые» к школьному обучению дети:
- труднее и длительнее проходят период адаптации, приспособления к школе;
- для них более характерны проявления различных трудностей в обучении;
- среди них гораздо больший процент детей неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшие годы обучения;
- именно у этих детей гораздо чаще отмечаются случаи нарушения состояния здоровья (прежде всего неврологической сферы).
На наш взгляд, важной является проблема своевременного выявления «одаренных детей», требующих с самых первых шагов школьного обучения специально разработанных программ индивидуального развития и особой педагогической поддержки.
Т.О. основными задачами диагностики школьной готовности являются:
1. выявление детей «психологически» готовых к школьному обучению;
2. выявление детей, по тем или иным параметрам не достигших в своем развитии необходимого уровня, с целью устранения недостатков воспитания;
3. выявление психологических особенностей и резервных возможностей детей для составления дифференцированных обучающих программ и работы с родителями.
Как в нашей стране, так и за рубежом нет единого мнения по данному вопросу.
Например, в качестве компонентов готовности к школьному обучению Й. Шванцара. выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Исследователь из ГДР Витцлан считает, что для успешного обучения в первом классе необходимо достижение:
- определенного уровня умственного развития;
- определенного уровня способности к обучению;
- определенного уровня выносливости;
- стремления к достижениям;
- определенного уровня развития интересов;
- определенного уровня обучаемости (способности к обучению);
- определенное социальное поведение.
Рассмотрим подробнее различные подходы к данной проблеме у отечественных исследователей.
Первый подход предполагает определение у дошкольников умений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.