Тема: Предмет, задачи и проблемы экологии как науки.
Цель:
1. Формировать понятие о науке экология, отечественная и зарубежная экология, их вклад в развитие науки об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, законы Б. Коммонера.
2. Оценивать отрицательные последствия вмешательство человека в существующее равновесие в природе через анализ законов Б. Коммонера.
Тип урока: Изучение новой темы.
Оборудование:
- партнеры ученых экологов, почвоведов и др.
- учебник
Межпредметные связи:
- ботаника
- зоология
- природопользование
Ход урока:
1. Сообщение темы, постановка задач.
2. Введение новых знаний.
В настоящее время термин экология используется очень часто, и относиться он не только к растениям и животным, но и к человеку, обществу (соц. экология). Существует множество направлений прикладной экологии (промышленная, агроэкология, экология города), Мониторинг окружающей среды и др.
Слово «экология» впервые ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866г. В своей работе «Всеобщая экология организмов».
Перед вами 10 определений «экология» сравните их и выделите 3 компонента. Проанализировав 10 определений «экология» разных ученых мы выделили 3 компонента: 1). Живые организмы
2). Взаимодействие
3). Окружающая среда
Запишите определение экология – это комплексная наука, изучающая законы существования живых систем и их взаимодействие друг с другом и окружающей средой.
Экологами прошлого можно назвать К. Линнея, Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина.
Линней – создал удобную классификацию растений и животных.
Ламарк – высказал мысль, что все живое и не живое на нашей планете составляет единое целое – биосферу, и предупредил человечество о возможных последствиях влияния человека на природу.
Большой вклад в развитие экологии внесли: А.Т. Болотов и Н. И. Вавилов – заложили основы с/х экологии, В. В. Докучаев - основоположник почвоведения, Г. Ф. Морозов – лесоведение, Л. С. Берг – ландшафтный эколог, В. И. Вернадский – ученый о биосфере.
Сначала экология была равной среди других наук – как физика, математика, биология и т.д. Но ее роль резко возросла во второй половине XX века.
- Как вы думаете почему? (т.к. очень сильно возросло влияние человека на природу, загрязняется почва, вода, воздух, увеличилось радиационное воздействие. Растут промышленные города, увеличилось население планеты. В начале XX века – 2 млрд. чел. В конце XX века – 6 млрд. чел. По этому об экологии заговорили не только экологи но и политика разных стран и писатели.
- Как на ваш взгляд, нужно решать проблему будущего всего человечества? (локально, глобально или регионально).
Если обсуждать проблему будущего человечества, то исходить нужно из глобального масштаба т.к. заботы и беды у всего человечества одни. (дышим одним воздухом, над головой одно небо и ветер дует не над одной страной, а над разными государствами. Например, при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986г. пострадали 3 государства: Россия, Украина и Белоруссия и 17 областей).
- Какой же выход?
Существует много «сценариев» (вариантов) выживания, которые разработаны учеными - футурологами (от лат. футурум – будущее).
С 1968г. экологи – футурологи регулярно собираются в Риме, где создано авторитетная организация «Римский клуб».
За XX век экологическое мировоззрение человечества сменилось трижды:
1 точка зрения – в начале XX века существовала вера в науку, которая может решить все проблемы и позволит бесконтрольно расходовать ресурсы, энергию и наращивать население планеты. Такой взгляд получил название сциентизм (от лат. сциента – наука).
2 точка зрения – появилась к середине XX века, когда отношения человек – природа резко обострились: истощались природные ресурсы; загрязнились почва, вода, воздух. А в результате перенаселения возникла реальная угроза голода в развивающихся странах: Азии, Африки и Латинской Америке. Такое мировоззрение получило название алармизм (от англ. аларм – тревога). Алармисты придерживались пессимистического взгляда и считали неизбежным экологический кризис.
3 точка зрения – появилась в начале 80-х гг. XX в. когда в Японии и ФРГ были доступны успехи в региональном природопользовании. Оптимистическая точка зрения стала называться экологический оптимизм: человечество выживет если станет экологически разумным и построит новую модель общества, которая называется «Общество устойчивого развития».
Законы Барри Коммонера
В начале 70-х гг. XX века американский эколог Б. Коммонер сформулировал 4 закона:
1). Все связано со всем. Это закон об экосистемах и биосфере. Например, городская экосистема: город – социоприродная система, воспроизводство жизни в которой регулируется человеком. Города потребляют 2/3 природных ресурсов и образуют 2/3 отходов, загрязняющих биосферу.
2). За все надо платить – за «удобства» городской жизни человек расплачивается здоровьем, травматизмом на предприятиях и в быту, повышенной смертностью. Необходимы большие затраты на восстановление природных качеств городской среды.
3). Все надо куда-то девать – необходимо создавать малоотходные и безотходные технологии эффективные очистные сооружения, разрабатывать надежные технологии захоронения ядовитых и радиоактивных отходов.
4). Природа знает лучше – для улучшения экологической ситуации в городе нужно создавать зеленые зоны вокруг городов, а парки, скверы, газоны - внутри городов.
В обществе устойчивого развития – этой экологической эры – материальные ресурсы будут направлены на нужды человека, но обеспечение благами жизни каждого поколения будет достигаться за счет последующих поколений. Человечество должно передавать свой общий долг – планету Земля – от поколений к поколения не в состоянии нарастающего уровня загрязнений а постепенно очищающейся от загрязнений с устойчиво поддерживаемым запасом ресурсов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.