Северные безлесные зоны. Болота. Представление об особенностях природы безлесных природных зон России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Конспект урока

«Северные безлесные зоны. Болота»

Цель  урока: сформировать представление об особенностях природы безлесных природных зон России

Задачи:

·  обучающие: сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире   безлесных зон России;

·  развивающие: развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой и климатограммами;

·  воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Тип урока: открытие нового знания

Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Ход урока

Учитель: «На прошлом уроке мы начали проходить с вами новую тему «Природные зоны», кто мне скажет, что такое природная зона и как они расположены с севера на юг?»

Ученики отвечают на вопрос:

Природная зона – это территории суши со сходными природными условиями (климат, почвы, растительность, животные) простирающиеся и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору в широтном направлении.

1.  арктические пустыни

2.  тундра

3.  лесотундра

4.  тайга

5.  смешанные и широколиственные леса

6.  лесостепь

7.  степь

8.  полупустыни и пустыни

Учитель: «Сегодня мы изучим самые северные природные зоны, а именно, арктические пустыни, тундру и лесотундру. Начертите у себя в тетради таблицу (слайд №3):

Природная зона

Особенности ГП

Климатические показатели

Почвы

Растения

Животные

Хоз-ая

деятельность

Арктические пустыни

Тундра

Лесотундра

И начнем мы с самой северной природной зоны: арктические пустыни. (слайд №4, фотография) Эту зону называют «страной льда», «Безмолвная Арктика».

Откройте карту природных зон. Теперь скажите, в каких пределах находится арктическая пустыня.

Кто-нибудь из учеников называет острова, на которых расположена данная природная зона и показывает на карте России, остальные записывают в таблицу.

1.  Земля Франца-Иосифа (слайд №5, фотография)

2.  Новая Земля (слайд №6)

3.  Северная Земля (слайд №7)

4.  Новосибирские острова (слайд №8)

Учитель: «Теперь поговорим с вами о климате. Откройте климатическую карту, и расскажите мне о климате». Кто-то из учеников по климатической карте рассказывает о климатических показателях, класс и учитель помогают, записывают в таблицу.

Арктический климатический пояс, tя= -30град., tи= 3град., 200-400 мм/год

Учитель: «Недавно мы с вами проходили тему «Почвы», какие почвы распространены в арктических пустынях?».

Почвообразовательный процесс в Арктике протекает в маломощном деятельном слое и находится на начальной стадии развития. В долинах рек и ручьев и на морских террасах формируются два типа почв — типичные полярно-пустынные и каменистые почвы. Они характеризуются малым содержанием гумуса (до 1,5%), слабо выраженными генетическими горизонтами и очень небольшой мощностью.

Учитель: «Так как в арктических пустынях слабо развиты почвы, то соответственно растительность очень разрежена. Основные представители растительного сообщества – это мхи и лишайники, но также встречаются цветы, такие как – лютики, полярные маки и т.д. (слайд №9). Из животных основные представители – белые медведи, моржи, тюлени, распространены птичьи базары (чайки, гагары, кайры – слайды №10,11). И вот мы подошли к последней колонке – хозяйственная деятельность. Как вы думаете, чем занимаются в арктических пустынях?»

Ученики высказывают свои ответы.

Учитель: «Теперь записывайте следующую природную зону – тундра (слайд №12). Следуем с вами заданному плану. Предлагаю вам колонки особенности географического положения и климатические показатели заполнить самостоятельно, через 5минут мы вместе обсудим. При обсуждении важно отметить, что такое полярный день и полярная ночь.

Побережье Северного Ледовитого океана, арктический и субарктический климатический пояс, tя= -30…-34град, tи= 5…10град., 200-400мм/год

Учитель: «А сейчас мне скажите, какие почвы распространены в тундре и с чем это связано».

Образование почв в тундре определяют низкие температуры, многолетняя мерзлота, избыточное увлажнение и материнские породы. Основные почвы тундр — тундрово-глеевые.

Учитель: «Растительность в тундре, намного разнообразнее, чем в арктических пустынях, но есть такие же представители – мхи, лишайники, карликовая береза, полярная ива, ягель, весной расцветает очень много ягоды – морошка, брусника, клюква, голубика, водяника, черника (слайды №15-19).

Из животных главные представители – северный олень, песец, волк

Похожие материалы

Информация о работе