Мировая история природопользования. Территориальные особенности природопользования. Отечественное природопользование в Сибири и на Дальнем Востоке

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время "Основы природопользования" как университетский курс приобретает особую актуальность из-за необходимости сориентировать студентов в сложности, многоаспектности, рациональности пользования ресурсами территорий и акваторий, которыми они должны будут управлять или непосредственно оперировать. К числу наиболее актуальных проблем относятся изучение важнейших составляющих природно-ресурсного потенциала (ПРП), оценка его на данный момент и отдаленную перспективу, выбор наиболее перспективных для использования и развития ресурсов для конкретной территории, выбор системы мер по охране, воспроизводству или, по крайней мере, оптимальному использованию главного ресурса и сопутствующих ему ресурсов.

Причины введения курса в ряд экологических дисциплин очевидны – экологу придется, во-первых, ликвидировать отрицательные последствия природопользования, возникшие до него, во-вторых, планировать природоохранные мероприятия на будущее, в-третьих, находить компромисс между эксплуатацией ПРП и интересами сбережения и, по возможности, восстановления ресурса или группы ресурсов.

Курс связан с такими дисциплинами, как общая экология, экология растений, геология с основами геоморфологии, почвоведение с основами ландшафтоведения, читаемыми специалистами кафедры экологии и природопользования ВГУЭС, а также специально не изучаемыми ботаникой, лесоведением, лесоводством, представления о которых даются на учебных экологических практиках.

В курсе освещены: 1) мировая история природопользования, географические аспекты природопользования, природопользование коренных народов, история природопользования в России и на ДВ; 2) виды природопользования и аспекты работы с ними, что особенно важно для будущих предпринимателей; 3) основные особенности использования биокосных ПРП в регионах России и субрегионах ДВ; 4) острота проблем охраны природы; 5) географический прогноз изменения климата и ландшафтов; 6) варианты природно-хозяйственного и ботанико-географического районирования, возможности улучшения лесов и интродукции растений; 7) принципы создания эколого-географического каркаса территорий; 8) эколого-географическая экспертиза; 9) проблемы конструктивного ландшафтоведения и средоулучшающих фитомелиораций.

Учебная программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

1. Организационно-методические указания

1.1. Цели и задачи курса

Учебная программа разработана с учетом реальных требований, предъявляемых к экологическому менеджменту в регионе Дальнего Востока России (ДВ) и в стране в связи с капитализацией экономики. Наши выпускники должны не только уметь планировать охрану природы и восстановление биологической части ПРП, но и грамотно его эксплуатировать как самостоятельные предприниматели. Поэтому целью настоящего курса является изучение ПРП для выбора таких направлений ресурсопользования на ДВ и в России, которые, улучшая экологическую ситуацию, давали бы реальные востребованные на рынке продукты и новые рабочие места.

Особенность курса – многоплановость получаемых знаний на стыке разных дисциплин и объемность и конкретность задач, предлагаемых для самоподготовки. Во-первых, студенты должны усвоить многообразие ПРП, во-вторых, научиться изыскивать сведения по ПРП административного района (многие будут как раз районными экологами), в-третьих, научиться выбирать действительно перспективные ресурсы и планировать их использование по оптимальным экологическим схемам.

1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника.

Программа курса настолько уплотнена, что в объеме 68 академических часов, кроме чтения лекций с элементами семинаров по структурным составляющим курса, можно предложить только самостоятельные занятия с набором ресурсных карт субрегионов и районов для выявления перспективных направлений хозяйственной деятельности в данный момент и на перспективу 2010-х г. и с принципиальными схемами построения эколого-географического каркаса территорий. Самостоятельная работа студентов – введение в специальности "эколог" и "экологический менеджер", а также база для самостоятельного экологического предпринимательства и природопользования, а именно экологически оптимального природопользования. Экологическое природопользование и работа в аспекте конструктивного ландшафтоведения начинаются с улучшения среды конкретного строения, поселка или микрорайона и могут осуществляться как по договору с муниципальными образованиями и администрациями, так и с частными лицами. Мы не сочтем сбоем в программе подготовки кафедры трудоустройство наших выпускников в качестве экологов-озеленителей и дизайнеров ландшафтов как поселковых, так и частных территорий.

В результате изучения курса студенты должны знать основные этапы истории природопользования, основные отличия вкладов в природопользование народов разных ландшафтных зон и коренных народов Арктики, таежной зоны, степей, основные составляющие ПРП и способы экологически оптимального использования ресурсов или их проблематику, основные закономерности распределения ПРП и методы оценки и сопоставления по отдельным территориям, закономерности изменения климата и ландшафтов в системе стадиал-межстадиал и их значение для хозяйственной деятельности, в частности, восстановления лесов, реинтродукции и интродукции ценных пород, акклиматизации животных, уметь ориентироваться в разномасштабном и разноплановом картографическом материале и выбирать перспективные направления хозяйственной и экологической деятельности на территориях, иметь представление об экологической экспертизе, ее задачах и задачах охраны природы в связи с созданием эколого-географических каркасов урочищ и районов и проблемами постоянно возникающих кризисов в пользовании ресурсами, например, ценной древесины хвойных пород или воды.

1.3. Объем и сроки изучения курса

Курс «Основы природопользования» изучается в 5 семестре. Общий объем – 136 часов, из них 64 – лекционных часа.

1.4. Виды контроля знаний студентов и их отчетности

Виды контроля знаний студентов – экзамен, а также оценка представляемых самостоятельных работ по сравнительному ПРП территорий, по новым направлениям ресурсопользования (представление таких работ только желательно, но не является обязательным: мы готовим прежде всего специалистов-экологов, но не природопользователей), которая будет учтена и в экзаменационной оценке.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Вводные понятия дисциплины и план лекций

Среди вводных понятий дается характеристика природопользования как умения общее соотносить с частным и применить теоретические знания для достижения практической выгоды. Освещаются важнейшие природные факторы жизни общества, ресурсы, которыми оно располагает, классифицируются и рассматриваются концептуально. Сопоставляются качества полководца и успешного человека рынка, природопользование и экологическая безопасность.

Тема 2. Мировая история природопользования

Исторические этапы и география природопользования. Палеолит, мезолит, неолит, бронзовый и железный века. Римский период. Раннее и позднее средневековье, новая история, новейший капитализм. Студенты повторяют последовательность и суть общественно-экономических формаций от первобытной общины с присваивающей формой хозяйства до высокоорганизованного индустриального общества с одновременным ростом энергопотребления и разрушения природной среды.

Тема 3. Территориальные особенности природопользования

Арктика, тайга, смешанные леса и подсечно-огневое земледелие в них и в субтропических лесах; степь, саванна; морские побережья. Это все принципиально разные адаптивные виды выживания и природопользования в контрастных ландшафтах. В разной степени благоприятствования человеку – ландшафтный механизм разноскоростного развития цивилизации.

Тема 4. Традиционное природопользование коренных малых народов

Оно рассмотрено по континентам и ландшафтным зонам в аспекте оригинальных форм и вклада в мировую цивилизацию и в плане использования достижений малых народов для производства новых видов товаров и внедрения новых природосберегающих и особо экономичных технологий. Опыт жизни малых народов особенно ценен для выживания в экологических кризисах. Для студентов важно понять возможность переноса культуры и навыков малых народов и их природопользователей в сегодняшнюю жизнь леса и дизайн одежды и жилища мегаполисов.

Тема 5. История отечественного природопользования

Она рассмотрена в основном по литературным источникам последних лет (Поярков, Поярков, 2002; и др.) для древнерусского государства, средневековья, эпохи Романовых

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
133 Kb
Скачали:
0