В основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования.
Правила реализации требований принципа научности:
• использование логики и языка изучаемой науки;
• изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой;
• использование методов конкретной науки;
• изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных природных явлений и формирование диалектического склада мышления;
• обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон;
• использование в обучении научных методов познания природных и гошественных явлений.
Принцип доступности
Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и
- етоды его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нрав- ;~зенного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить -редлагаемый материал.
При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся -?нижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые :илия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.
Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обуче- -:ия должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и
- тактика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес >. >чению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения сла-
реализуется его развивающая функция.
В связи с этим JI. В. Занков в качестве одного из принципов развиваю- _его обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности. Но при этом важно умело использовать его на практике, чтобы обучение, : :таваясь доступным, в то же время требовало определенных усилий и вело v развитию личности. Для этого содержание заданий для учащихся должно -е просто соответствовать реальным учебным возможностям обучаемых, ; находиться в зоне их ближайшего о развития, т. е. требовать от них размышлений, раздумий, но таких, которые они реально могут осуществить -эд руководством обучающего.
Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.