3. Сохранение бизнеса
3. Миноритарные (мелкие) акционеры (от 1 акции): не могут осуществлять контроль принятия ключевых решений; их права на доступ к определенной информации, на участие в управлении специально оговариваются; не могут защищать свои интересы. Интересы:
1. Получение дивидендов (как минимум, выше %ставки в коммерческих банках)
2. ↑ массы чистой прибыли, перераспределяемой в виде дивидендов
3. ↑ транспорентности (прозрачности) компании
4. Продажа своих акций на открытом рынке или возможность такой продажи.
2. Менеджеры
:С одной стороны, менеджеры представляют интересы капитала, их интересы тождественны интересам самой корпорации (их нанимает корпорация на первом уровне анализа) → эффективность их действий оценивается показателями, с помощью которых оценивается эффективность самой корпорации (показатели прибыльности, рентабельности и т.д.).
С другой стороны, интересы менеджеров дифференцируются по структуре собственности (их нанимает совет директоров на втором уровне анализа)
→ эффективность их действий оценивается теми, кто их контролирует.
Наконец, интересы менеджера определяются его неоднозначной природой:
Как наемный работник, получает заработную плату, → заинтересован, прежде всего, в прочности своего положения, продлении своих контрактов на работу в компании, стабильности компании, снижении рисков влияния непредвиденных обстоятельств.
Как руководитель, непосредственно взаимодействуют с большим числом групп (персонал, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы.
Как представитель капитала, получает премию → заинтересован в достижении высоких результатов, эффективности корпорации.
При взаимодействии участников корпоративных отношений возникают конфликты интересов (противоречия):
1. По поводу дивидендной политики: направление прибыли на дальнейшее развитие или выплату дивидендов; размер и частота выплат дивидендов.
2. По принятию решений о приоритетах в развитии корпорации. Информационная асимметрия: у кого больше информации, прав на управление, тот и принимает решения. Проблема заключается в определении статуса информации для различных участников, т.е. структурирование, и раскрытии информации в удобном виде → активизация создания фирм по раскрытия информации: «Интерфакс», «Финмаркет», «РБК» и др., должны быть аккредитованы. Определение направления развития связано с обобщением информации на разных уровнях: собственников, менеджеров, консалтинговых фирм.
3.Развитие функций контроля капитала: контроль внутри собственников через конструкцию управления, контроль собственниками менеджеров (оценка эффективности их работы по критерию стоимости акций на открытом рынке; если не работаем на открытом рынке, возникают дополнительные затраты на создание внутренней службы контроля)
4. Формирование сложных корпоративных структур (в т.ч. финансово-промышленных групп) с учетом интересов всех групп акционеров.
Собственники и менеджеры – основные участники корпоративных отношений.
Таким образом, протворечия между акц и мен-рами возникают по поводу компетенции и полномочий () необходимо пропи сать регламенты), по пов целей корпорации, должен мен сниж издержки тк представляет интересы собственников, но з/пл снижается у него, с др стор мен – наемный работник и хочет увеличен з/пл.
3. Служащие компании. Не взаимодействуют с собственниками, при взаимодействии с менеджерами зависят от них и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него. Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, получении стабильной, приемлемой заработной платы. Противоречия возникают с мен-рами по поводу рабочих мест, роста з/пл. Необходим коллективный договор.
4. Кредиторы компании. Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре с корпорацией → прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Как правило, не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками..
5. Партнеры корпорации – субъекты внешней среды, связанные с корпорацией различного рода деловыми отношениями. Для них интерес представляетстабильность развития корпорации, выгодных условиях сотрудничества. В ряде случаев партнер м.б. акционером корпорации и наоборот → интерес в увеличении стоимости компании друг у друга.
6. Органы власти. Заинтересованы в устойчивости корпорации, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы, и имеют возможность влиять на ее деятельность.
Как мы видим, участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.