Оглавление
Введение |
|
1. Энерго-кинематический расчёт |
|
1.1. Кинематическая схема привода |
|
1.2. Выбор электродвигателя |
|
1.3. Разбивка общего передаточного отношения по ступеням |
|
1.4. Расчёт зубчатых передач |
|
1.4.1. Исходные параметры для расчёта зубчатых передач |
|
1.4.2. Результаты расчётов при помощи ЭВМ |
|
1.4.3. Анализ вариантов расчёта |
|
1.5. Расчёт ремённой передачи |
|
1.5.1. Исходные параметры для расчёта ремённой передачи |
|
1.5.2. Результаты расчётов при помощи ЭВМ |
|
2. Эскизный проект |
|
3. Проектирование валов редуктора |
|
3.1. Проектировочный расчёт валов |
|
3.2. Конструирование валов редуктора |
|
3.3. Реакции в опорах валов |
|
3.4. Подбор подшипников качения |
|
3.5. Уточнённый расчёт вала |
|
4. Расчёт соединения вал-ступица |
|
5. Тепловой расчёт редуктора |
|
6. Выбор смазочных материалов |
|
7. Проверочный расчёт муфты |
|
7.1. Оценка работоспособности зубчатого зацепления |
|
7.2. Оценка работоспособности фланцевого соединения |
|
8. Литература |
|
9. Приложения |
|
Объектом, находящимся в рассмотрении в данном курсовом проекте, является силовой привод.
На основании технического задания разработан привод транспортёра. Основным узлом привода является вертикальный, зубчатый, двухступенчатый, цилиндрическо-червячный редуктор.
В процессе проектирования разработаны: пояснительная записка, чертёж общего вида силового привода, эскизный и технический проект редуктора и спецификации на привод силовой и редуктор. Силовой привод состоит из трёхфазного электрического двигателя переменного тока, клиноремённой передачи и редуктора. Электрический двигатель установлен на салазках, а весь привод силовой на сварной раме. Работа привода осуществляется следующим образом: вращение ротора электрического двигателя посредством ремённой передачи передаётся на входной вал редуктора с повышенной частотой вращения и пониженным крутящим моментом. Редуктор состоит из косозубой зубчатой (быстроходной) и червячной (тихоходной) передач. Зубчатые колёса с косым зубом установлены на входном (быстроходном) и червячном (промежуточным) валах, червячное колесо установлено на выходном (тихоходном) валу. Валы установлены на подшипниках качения, которые установлены в литом чугунном корпусе. Смазка зубчатых передач осуществляется разбрызгиванием и является картерной. Смазка подшипников качения осуществляется с помощью пластичной смазки через соответствующие маслёнки.
В данном курсовом проекте встречаются следующие критерии расчётов и виды разрушений:
- зубчатая передача: критерий работоспособности – контактная выносливость, вид разрушения – выкрашивание рабочих поверхностей зубьев;
- червячная передача: критерий работоспособности – контактная выносливость и изгибная прочность, вид разрушения – износ и заедание;
- ремённая передача: критерий работоспособности – тяговая способность и долговечность, вид разрушения – усталостное разрушение, износ;
- подшипники качения: критерий работоспособности – усталостное разрушение, вид разрушения – выкрашивание тел качения;
- шпоночные соединения: критерий работоспособности – статическая прочность на смятие;
- муфта (в данном случае муфта зубчатая): проверяем зубья по контактной прочности, болты во фланцевом соединении на срез;
- проверочный расчёт промежуточного вала: усталостная прочность с учётом изгиба и кручения.
1. Энерго-кинематический расчёт.
Кинематическая схема механизма.
Рис. 1
М - электродвигатель;
Б - быстроходный вал редуктора;
Т - тихоходный вал редуктора;
1-2 - клиноременная передача;
3 - червячная передача;
4 - зубчатая двухконечная муфта;
5 - выходной вал привода.
1.1. Выбор электродвигателя.
Выбор электродвигателя основан на определении его мощности и дальнейшем определении типа двигателя по мощности и синхронной частоте вращения вала двигателя.
Для определения мощности двигателя воспользуемся формулой:
(1.1)
где Тт – крутящий момент на тихоходном валу, Н×м;
wт – угловая скорость вращения тихоходного вала, с-1;
hобщ – общий КПД привода.
Крутящий момент на тихоходном валу задан в тех. задании (Тт=830Н×м). Так как нам задана частота вращения тихоходного вала (nт=95 мин-1), то не трудно будет сосчитать его угловую скорость:
(1.2)
Также необходимо рассчитать КПД привода:
(1.3)
где hкп – КПД клиноремённой передачи (hкп=0,97);
hзп – КПД зубчатой муфты (hзп=0,98);
hчп – КПД червячной передачи (hчп=0,85);
hjпк –КПД пар подшипников (hпк=0,99).
Вт
Согласно рассчитанной мощности и заданной в техническом задании синхронной частоты вращения вала выбираем электродвигатель со следующими техническими характеристиками
Тип |
Nп, кВт |
nc, об/мин |
nас, об/мин |
4А132М2 |
11,0 |
3000 |
2900 |
1.2. Разбивка общего передаточного отношения по ступеням
Общее передаточное число привода определяется по следующей формуле:
где nэд – номинальная частота вращения ротора электродвигателя, об/мин.
Для определения передаточного числа каждой передачи привода воспользуемся формулой :
где ii max – полученное, максимальное передаточное число;
ii min – полученное, минимальное передаточное число;
k – коэффициент.
Проверка:
1.3Частоты вращения валов, мощности и вращающие моменты
Расчеты по формулам приведенны в таблице 2.
Частоты вращения валов, мощности и вращающие моменты на звеньях привода
i |
n, об/мин |
T, Нм |
P, Вт |
||
Электродвигатель |
2,02 |
2900 |
424 |
11000 |
|
Быстроходный вал |
1437 |
64,55 |
9709 |
||
15,128 |
|||||
Тихоходный вал |
95 |
830 |
8253 |
||
2.2.1. Исходные данные для расчета на ЭВМ
В таблице 4 приведенны исходные данные для проектировочного расчета на ЭВМ червячной передачи.
№ |
Наименование параметра |
Размерность параметра |
Значение параметра |
||
I |
I I |
I I I |
|||
Экран 1 (Эксплуатационные параметры) |
|||||
1 |
Ресурс передачи t |
час |
2000 |
||
2 |
Частота вращения вала колеса n2 |
об/мин |
95 |
||
3 |
Вращающий момент на червячном колесе |
Н*м |
830 |
||
4 |
Передача (реверсивная, нереверсивная) |
----------- |
Нереверсивная |
||
5 |
Вариант режима нагружения |
----------- |
4 |
||
Экран 2 (Технологические и конструктивные параметры) |
|||||
6 |
Степень точности |
----------- |
9 |
||
7 |
Твёрдость поверхности витков червяка |
----------- |
40-60 |
||
8 |
Материал венца червячного колеса |
----------- |
Бронза желизистая |
||
9 |
Способ отливки |
----------- |
В кокиль |
||
10 |
Передаточное число |
----------- |
15,13 |
||
11 |
Межосевое расстояние |
мм |
произвольное |
||
12 |
Прогиб червяка допускаемый |
----------- |
0,077 |
2.2.2. Результаты расчета
ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ вала колеса 95об./мин.
РЕСУРС ПЕРЕДАЧИ 2000 ч
ВРАЩАЮЩИЙ МОМЕНТ на валу колеса 830 Н*м
ПЕРЕДАЧА нереверсивная
РЕЖИМ НАГРУЖЕНИЯ типовая циклограмма нагружения N 4
КОЭФФ.ПЕРЕГР.2.00
ТВЕРДОСТЬ поверхности витков червяка 45…55 HRCэ
СТЕПЕНЬ ТОЧНОСТИ 9
МАТЕРИАЛ венца червячного колеса бронза Бр А9Ж4, отливка в кокиль
ЧИСЛО ЗАХОДОВ червяка ЧИСЛО ЗУБЬЕВ червячного колеса ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО МОДУЛЬ ОСЕВОЙ [мм] МЕЖОСЕВОЕ РАССТОЯНИЕ [мм] КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ КОЭФФИЦИЕНТ СМЕЩЕНИЯ ЧЕРВЯКА КОЭФФИЦИЕНТ ДИАМЕТРА ЧЕРВЯКА ДИАМЕТР ЧЕРВЯКА [мм]: делительный вершин впадин ДЛИНА НАРЕЗАННОЙ ЧАСТИ ЧЕРВЯКА [мм] ДИАМЕТР КОЛЕСА [мм]: делительный вершин наибольший ШИРИНА ЗУБЧАТОГО ВЕНЦА КОЛЕСА [мм] УСЛОВНЫЙ ОБЪЕМ ВЕНЦА КОЛЕСА [куб.см] CИЛЫ В ЗАЦЕПЛЕНИИ [Н]: окружная червяка окружная колеса радиальная ОКРУЖНАЯ СКОРОСТЬ ЧЕРВЯКА [м/с] СКОРОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ [м/с] КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ [МПа]: при расчете на выносливость расчетные допускаемые при расчете на прочность расчетные допускаемые ИЗГИБНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ В ЗУБЬЯХ КОЛЕСА при расчете на выносливость расчетные допускаемые при расчете на прочность расчетные допускаемые ПРОГИБ ЧЕРВЯКА [мм] расчетный допускаемый |
4 61.00 15,25 6,00 210,00 0.94 0.000 9.00 54.00 66.00 39.60 133 366.00 378.00 384.00 44,22 1153 2144 4536 1651 4,1 4,5 182 188 258 400 [МПа]: 17 73 34 160 0.077 0.462 |
2.1.1. Исходные данные для расчета на ЭВМ
В таблице 3 приведены исходные данные для проектировочного расчета
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.