карт, скажем, крупных частей материков, чтобы избежать заметного увеличения искажений, следует несколько приспосабливать проекции к форме и расположению изображаемых областей.
По размеру изображаемых объектов, карты можно условно разделить на две группы:
Карты небольших и средних по величине областей, которые мы отнесем к первой группе, имеют то общее, что при выборе для них проекций нужно учитывать преимущественно геометрические данные, характеризующие изображаемую область, а не особенности назначения, способа пользования и содержания составляемой карты. Влияние последних трех факторов сказывается, как правило, одинаково для различных карт и проявляется в стремлении сохранить искажения по возможности малыми.
При переходе к картам «больших» территорий (акваторий) сразу же сказывается сильное влияние на выбор проекций не только геометрических факторов, но и особенностей составляемой карты и работы с нею, причем выбор проекций осложняется. Эти карты мы относим при выборе проекций ко второй группе.
Между картами двух групп не может быть проведено резко очерченной границы: своего рода переходное положение занимают, в частности, карты крупных частей материков.
Влияние формы и расположения изображаемой области. При выборе проекций для карт небольших по размерам территорий нецелесообразно учитывать особенности формы и расположения изображаемой области. Для других же карт, особенно при изображении крупных объектов, необходимо учитывать формы и расположение территории и выбирать проекции так, чтобы изоколы следовали схематизированному очертанию изображаемой области. Соблюдение этого требования ведет к уменьшению искажений на картах.
На выбор проекции влияет расположение изображаемой области по широте, а для областей удлиненной формы, кроме того, и направление, по которому они вытянуты.
Влияние назначения карты, способа пользования ею, формата издания. Изучая влияние на математические элементы карт их назначения, способа пользования и содержания, следует помнить о наличии тесных связей одежду этими факторами.
Рассмотрим кратко особенности выбора проекций учебных карт, используемых в начальной, средней и высшей школе, массовых карт для взрослого населения, карт справочного назначения в научных и научно- технических изданиях.
Чтобы ученики могли удобно пользоваться в классе и дома различными картами школьного набора, в изданиях для начальной и средней школы обязательно должно соблюдаться единство проекций и вида компоновки на соответствующих картах одного и того же объекта, находящихся в тексте стабильных учебников, в комплектах карт-вкладок к этим учебникам, в школьных атласах, на стенных картах и контурных.
Для школьных физико-географических карт крупнейших океанов, полушарий и мира предпочтительны проекции с симметричными относительно экватора сетками, в которых соответствующие по положению участки северного и южного полушарий изображаются одинаково но величине, зеркально симметрично.
Чтобы облегчить школьникам изучение предметов и явлений при помощи карт отдельно и во взаимной связи, изображения на них должны быть сплошными, без промежуточных разрывов. По возможности следует избегать и повторяющихся участков, наличие которых затрудняет сопоставление площадей и может в младших классах запутать учеников. Исключение в школьных изданиях составляют такие мировые карты, как географических открытий и путешествий, коммуникаций, морских и воздушных течений, содержание которых требует применения основ с увеличенным протяжением вдоль экватора.
При разработке проекций для школьных карт необходимо учитывать, что дети младшего возраста еще не имеют представления о градусной сетке; на картах, по которым знакомятся с географическими понятиями в начальной школе, меридианы и параллели не оцифровывают, а сетку дают разреженной.
На картах Российской Федерации для начальной школы, занимающих в этих изданиях основное место, нужно, чтобы параллели сетки имели лишь небольшую кривизну, так как только в этом случае ученики могут получать по картам близкое к правильному представлений о взаимном положении объектов по широте, поскольку школьники направления «вверх—вниз» отождествляют с направлениями «север — юг». В пятом классе ученики изучают ориентирование по карте при помощи сетки меридианов и параллелей, поэтому такое ограничение постепенно отпадает. Чтобы развивать навыки в ориентировании, полезно включать в состав наборов школьных карт для старших классов сежи с поперечной и косой ориентировкой.
На тех картах для пятого класса, по которым ученики впервые выполняют простейшее интерполирование географических координат, сетки не должны быть редкими. Из карт, используемых в шестых и седьмых классах, некоторые следует составлять в проекциях с прямолинейными меридианами и равноразделенными параллелями, чтобы облегчить ученикам более точное интерполирование на основании промеров отрезков дуг меридианов и параллелей сетки.
К проекциям карт, используемых в начальной школе, естественно, не ставится строгих требований о сохранении малыми искажений какого-либо одного вида; при выборе проекций для этих карт следует заботиться о том, чтобы изображения материков и океанов не сильно отличались по виду от соответствующих изображений на глобусе.
В связи с тем, что в средних и старших классах приходится выполнять более разнообразные и сложные измерения длин, площадей и направлений, требования к искажениям на соответствующих картах несколько усложняются. Однако и в средней школе многие измерения довольно приближенные, поэтому основное требование к искажениям всех видов состоит в том, чтобы они оставались незаметными зрительно. Это требование, к сожалению, не может быть полностью выполнено на картах крупных океанов, групп материков, полушарий, мира.
В атласах для средней школы имеются разнообразные по содержанию
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.