Таблица 2 – Динамика оптового товарооборота ООО « – сервис» за 2006-2008г.г.
Год |
Оптовый товарооборот, тыс. р. |
Темпы роста, % |
||||
Цепные |
Базисный |
|||||
в деств-их ценах |
в сопост-мых ценах |
в деств-их ценах |
в сопост-мых ценах |
в деств-их ценах |
в сопост-мых ценах |
|
2006 |
94056,5 |
94056,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2007 |
111927,0 |
99845,7 |
119,0 |
106,2 |
119,0 |
106,2 |
2008 |
135799,0 |
119541,4 |
121,3 |
119,7 |
144,4 |
127,1 |
q |
-- |
-- |
-- |
-- |
120,2 |
112,7 |
Индекс цен на анализируемом предприятии в среднем равняется 1,121 – в 2007 году по отношению к 2006 году, и 1,136 в 2008 году по отношению к 2006 году.
Рассчитаем средние темпы роста:
- в действующих ценах:
- в сопоставимых ценах:
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что оптовый товарооборот за три анализируемых увеличился на 44,4%, а, темп роста 2008 года к 2007 г составили 121,3. Также больше значение имеет и рост оптового товарооборота анализируемого предприятия в сопоставимых ценах, что говорит о натуральном росте продаж.
То есть в ООО « – сервис» оптовый товарооборот вырос за анализируемый период не только за счет роста цен на реализуемые товары, а и за счет увеличения количества товаров, что говорит об эффективном управлении оптовыми продажами на предприятии.
Рассмотрим динамику оптового товарооборота ООО « – сервис» по кварталам и месяцам, а также проанализируем выполнение плана оптового товарооборота предприятия для дальнейшего расчета коэффициента равномерности (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Динамика оптового товарооборота ООО « – сервис» в действующих ценах за 2007 – 2008гг, тыс. р.
Месяца и квартала |
2007 |
2008 |
Отклонения +,- |
В % к прошлому году (Х1) |
(Х1-Х0) |
(Х1-Х0)² |
Январь |
9048,2 |
10934,0 |
+1885,6 |
120,8 |
+0,5 |
0,25 |
Февраль |
9110,3 |
11208,2 |
+2097,9 |
123,0 |
-1,7 |
2,89 |
Март |
9218,0 |
11247,3 |
+2029,3 |
122,0 |
-0,7 |
0,49 |
Апрель |
9254,2 |
11287,3 |
+2033,1 |
122,0 |
-0,7 |
0,49 |
Май |
9311,4 |
11299,5 |
+1988,1 |
121,4 |
-0,1 |
0,01 |
Продолжение таблицы 3 |
||||||
Июнь |
9340,4 |
11339,2 |
+1998,8 |
121,4 |
-0,1 |
0,01 |
Июль |
9387,0 |
11345,0 |
+1958,0 |
120,9 |
+0,4 |
0,16 |
Август |
9410,5 |
11364,2 |
+1953,7 |
120,8 |
+0,5 |
0,25 |
Сентябрь |
9502,0 |
11417,3 |
+1915,3 |
120,2 |
+1,1 |
1,21 |
Октябрь |
9450,3 |
11496,8 |
+2046,5 |
121,7 |
-0,4 |
0,16 |
Ноябрь |
9496,1 |
11499,3 |
+2003,2 |
121,1 |
+0,2 |
0,04 |
Декабрь |
9398,6 |
11360,9 |
+1962,3 |
120,9 |
+0,4 |
0,16 |
Итого (Х0) |
111927,0 |
135799,0 |
+23872,0 |
121,3 |
-- |
6,12 |
Расчеты показали, что за анализируемый период идет увеличения по всем кварталам, так в первом квартале 2008 года по сравнению с первым кварталом 2007 года темп роста составил 122,0%, а в четвертом квартале 2008 года по сравнению четвертым кварталом 2007 года составляет темп роста 121,2%, что по сумме 6012,0 тыс. р.
При анализе равномерности выполнения товарооборота по месяцам и кварталам необходимо определить коэффициент ритмичности. За 12 месяцев в 6 месяцах ООО « – сервис» темпы роста выше нуля, и коэффициент ритмичности будет равен: 0,50 (6 / 12). Или можно сказать, что ритмичность реализации товаров в ООО « – сервис» по месяцам составила 50%. Это достаточно положительный показатель.
Для характеристики равномерности выполнения товарооборота исчисляют коэффициент вариации (равномерности) по формулам:
(1)
где δ - среднеквадратическое отклонение, которое позволяет оценить колебание в развитии изучаемого показателя, %;
Х - процент выполнения развития товарооборота за каждый квартал, %;
Х - средний процент выполнения развития товарооборота за год работы, %;
n - количество месяцев.
(2)
где, V - коэффициент вариации (неравномерности), по которому можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя.
К равн = 100 - V (3)
где, К равн. – коэффициент равномерности.
Для товарооборота ООО « – сервис» составляется следующий расчет:
;
Крав = 100 – 0,59 = 99,41%
Коэффициент вариации (неравномерности выполнения развития) товарооборота за весь анализируемый период работы ООО « – сервис» составил 0,71. Следовательно, выполнение развития товарооборота было равномерным 99,41%. Теперь перейдем к анализу структуры оптового товарооборота.
Рассмотрим структуру оптового товарооборота по кварталам за 2006-2008гг. и рассчитаем равномерность развития оптового товарооборота предприятия (см. таблицу 4).
Таблица 4 – Оптовый товарооборот по кварталам ООО « – сервис» за 2006-2008гг.
Квартал |
Удельный вес, % |
Отклонение (+,-) |
Средний удельный вес квартала за 2006-2008, % |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007от 2006 |
2008 от 2007 |
2008 от 2006 |
||
I |
26,00 |
24,45 |
24,58 |
-1,55 |
+0,13 |
-1,42 |
25,01 |
II |
25,46 |
24,93 |
24,98 |
-0,53 |
+0,05 |
-0,48 |
25,12 |
III |
24,56 |
25,28 |
25,13 |
+0,72 |
-0,15 |
+0,57 |
24,99 |
IV |
23,98 |
25,34 |
25,31 |
+1,36 |
-0,03 |
+1,33 |
24,87 |
Итого |
100 |
100 |
100,0 |
-- |
-- |
-- |
-- |
Соответственно на основании всех произведенных расчетов в таблице 4 можно сказать, что оптовое предприятие ООО « – сервис», за три года работает ритмично, что во всех кварталах приблизительно одинаковый удельный вес товарооборота. За анализируемый период значительных колебаний товарооборота по кварталам не наблюдается. А также рассчитанные показатели подтверждают этот вывод.
В таблице 5 рассмотрим сезонность распределения товарооборота по кварталам.
Таблица 5 – Анализ сезонности развития розничного товарооборота ООО « – сервис» за 2006-2008г.г.
Квартал |
2006 |
2007 |
2008 |
Всего за три года |
Средний за три года (Х1) |
Индекс сезонности Jс (Х1/Х0*100), % |
за I квартал |
24463,0 |
27376,5 |
33389,5 |
85229 |
28409,7 |
99,7 |
Продолжение таблицы 5 |
||||||
за II квартал |
23951,0 |
27906,0 |
33926,0 |
85783 |
28594,3 |
100,4 |
за III квартал |
23103,5 |
28299,5 |
34126,5 |
85529,5 |
28509,8 |
100,1 |
за IV квартал |
22539,0 |
28345,0 |
34357,0 |
85241,0 |
28413,7 |
99,8 |
Итого за год |
94056,5 |
111927,0 |
135799,0 |
341782,5 |
113927,5 |
400,0 |
Среднегодовой товарооборот за 1 квартал (Х0) |
23514,1 |
27981,8 |
33949,8 |
85446,3 |
28482,1 |
100,0 |
Расчет произведенные в таблице 5 показывают, что за весь изучаемый период развитие товарооборота идет достаточно равномерными темпами, поэтому и индекс сезонности не имеет значительных отклонений.
Равномерное распределение оптового товарооборота в ООО « – сервис» объясняется спецификой анализируемого товара. Так как у оптового предприятия есть постоянные точки сбыта продукции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.