9.Виды изнашивания.Причины их воз-ния, Кривые износов.
Изнашивание – постепенное разрушение деталей или их покрытие при трении или др. видов контактов с внешней средой сопровождается изменением размеров или свойств (твердости, пластичности и т.д.).
Износ – результат процесса изнашивания проявляется в виде отделения материалов или в виде остаточной деформации.
Различают след. Виды изнашивания:
I Механическое – в результате воздействия твердых частиц на трущиеся поверхности.
Виды механ.изнашивания:
- абразивное;
- газообразное
- усталостное
- кавитационное
- эрозионное
1)Абразивное – это рез-т мех-их воздействий твердых тел или частиц, оказывающих режущее или царапающее действие при относительном перемещении. Наибольшее распространен среди сопряжений. Интенсивность линейного изнашивания стали:
dh/dt=C*p*V/H
где С – к-т пропорциональности.
Р – нагрузка, Н.
V – скорость скольжения, м/сек.
Н – твердость металла.
dh/dt – скорость изнаш-я, мкм/час.
2)Гидро-и газообразное –в рез-те воздействия твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости или газа.
3)Усталостное – изменение пов-ти трения в рез-те повторного деформирования материала, приводящего в возникновению трещин и отделению частиц. Возникает под действием знакоперемещенных нагрузок. При этом происходит постепенное расшатывание кристаллической решетки металла и затем внезапное разрушение детали.
4)Кавитационное – происходит в условиях гидродинамической кавитации (нарушение сплошности в жидкости – пузырьки газа).
5)Эрозионное – в рез-те воздействия потока жидкости или газа.
II Молекулярно – механическое – в рез-те одновременного мех. воздействия и возд-ия молекулярных и атомных сил (схватывание с послед. разрушением).Схватывание возникает в отсутствии смазки при V <1м/сек и Руд > предела текуч. матер. Пластические деформ. сопровожд. схватыванием. Больше подвержены мягкие стали.
III Коррозионно – механич. – происходит при трении металла с одновременным химическим воздействием со средой. Обрз-ся пленки окислов, химич.соединен.с послед.их разрушением, т.е.рез-т окислительного изнаш-я – изнаш-е фретинг-коррозия.
Для повышения износостойкости детали необходимо использовать возможность увеличения сопративляемости поверхности повторным деформированием. С целью уменьшения интенсивности изнаш-ия необходимо:
1) Снижать давление на пов-ть трения и обеспечивать равномерное распределение нагрузки в зоне контакта.
2) Предотвращение попадания в зону трения пыли и абразива.
3) Применять самосмазывающийся материал и смазки с противозадирными св-ми.
4) Рационально использовать материал в парах трения и выбирать методы их упрочнения.
Кривые износа.
Закономерности изменения износа по времени работы хар-т кривые износа (аналогично кривые усталости).
В общем виде
Тэ – период нормальной эксплуатации.
Тоб – период обкатки или приработки.
Hпр – предел, за который неизбежно появляется неисправность сопряжения.
За мом.времени Тэ износ вновь возрастает, т.к. с увеличением зазоров напряжения усиливается действие ударных нагрузок. Угол наклона кривой износа альфа хар-т интенсивность изнашивания.
dh/dt – темп износа, зависит от:
1) Условия работы – удел. Р, хар-р нагрузки, t, Vскольжение
2) Св-во материалов и условий смазки.
3) Условий сопряжения, хар-ра контакта, обработки сопряженных пов-стей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.