10 Основы современных методов восстановления деталей. Оценка целесообразности восстановления.
Восстановление изнош-х дет. произ-ся до первоначальных намин-х размеров, указанных в конструкторской докум-ци или до ремонтных размеров (пригоночные, категорийные).
В соотв-и с ГОСТ ремонтные размеры делятся на: - Категорийные
- Пригонные.
1)Катигорийными наз ся -– размеры заранее устанавл-е из нескольких рем-х градаций.
Система категорийных размеров позваляет:
- сократить объём подгоначных работ и простой агрегатов в ремонте
- снизить стоимость ремонта
- серийно оизгатавливать дет. ремонтных размеров.
2)Пригоночными наз-ся – размеры до которых обрабатыв-ся дет. с учетом припуска на пригонку по месту.
При такой системе рем-а срок службы дет. будет >, чем при ремонте по сис-ме котигорийных раз-в.
Недостатки:
А) значительно вырастут затраты прогоночные работы.
Б) увеличивается простой агрегатов в ремонте .
Пир ремонте по с-ме катигорийных размеров> сложную и дорогую дет. обраб-т подближайший установочный размер по категориям. А вторую заменяют новой соответсвующего катигорийного размера.
Если восстанавливаемую деталь нельзя обрабатывать под ремонтный размер, то прибегают к постановке доп-х деталей, или наращивают сваркой – гольванизацией.
Выбор спосаба ремонта детю зависит от:
1. Конструктивной особенности восстанавливаемой детали.
2. Технических возможностей ремонтного предприятия .
3. Экономической эффективности.
Восстановление дет. эко-ки эффективно, если относящиеся собственность ремонта < либо = относи-й собственности изгот-я дет.
Cв/tв <=Cи/tи
Где Cв,Cи – себестоимость соотв восстановления и изготавления дет.
tв,tи – средняя продолжительность службы востонавливаемой и новой дет.
То есть деталь целесообразно восстанавливать способом , при кот. обеспечивается её надёжность работы до очередного ремонта,а стоимость ремонта будет ниже стоимости нов. Дет.
Основы методов восстановления:
Сварка – процесс получения нераз-го соед-я Ме изделий местным оплавлением или пластинчатым дефармированием.
В вагоностраении и при ремонте вагю наиб. Распространение получили 2 способа сварки: - Электродуговая и газовая.
1) Ручная дуговая сварка - при устранении в дет трещин и изломов небольших размеров, или при сварке дет слож формы.
2)Ручная дугавая плавка – при востановлени изнош-х повер-й дет небол-х размеров, гладких и резьбовых отверстий d<25мм.
3)Автоматич-я и полуавто-я сварка под слоем флюса – При автом-й св-ке механизирована поача электрода к сет. и переме-е вдоль сварочного шва.Эл-ро дуга горит под слоем флюса.
4)Наплвка и сварка в среде защитных газов – Защитная среда –CO2,N2, аргон, водяной пар, смеси газов.
5)Вибродуговая наплавка – им < нагрев дет и < деформации.Электрод вибрирует с частотой 35-100 кол-й в сек и амплитудой 1,5-2 мм. Этим способом восстанавливают нагруж повер-ти шеек валов, втулок, шпонок и шлецевых соеденений .
6)Автомот и п/автом сварка и наплавка порошковой проволкой – способствует получению роста качества наплавляемог Ме и уменьшению трудоёмкости.
7)Контактная сварка – за счет тепла при прохождении тока в месте контакта свариваемых дет. Один из самых производительных.Видв контактной сварки:
- стыковая
- роликовая
- рельефная
8)Плазменная сварка и наплавка – источник тепло-й энергии – струя плазмы.Вазрастает t плазмы и нейтр-я среда позваляет получить свариваемые швы с высокими мех св-ми и износастойкостью.
9)Газовая(кислородно-ацителеновая) сварка – производится с пом горелки.
Приимущества: простота оборудования и инструмента; независимость от источников Эл-ро энергии.
Недостатки: малая производительность;большая деформация изделия.
10)Газопрессовая сварка – примен ля соед дет в стыках на газопрессовых станках.(Стыки подогнали – нагрели – сжали).
11)Сварка трением – используется для изготовления и восстановления валиков ТРП.
Гальваническое наращивание.
Гальваническое наращивание – это электролитический способ.
В вагоноремонтном производстве используют:
- Храмирование
- Железнение
- Никелирование
- Меднение
- Цинкование
А) Храмирование – слой хрома нанесенный гальваническим способом обладает высокой антикоразийностью , низким коэффициентом трения, большой твердостью и эластичностью.
Недостатки: - большая стоимость процесса
- Невозможность нанесения толстых слаёв
- Малая произ-ть поцесса.
Б) Железнение – в качестве анода –Fe , катода –деталь.
Приимущества: - Позваляет наращивать большие слои.
- Производительность в 8 раз больше чем при храмировании , быстрее.
Недостатки: - Сравнительно малое сцепление с основными Me.
- Малая твёрдость слоя.
В) Никелирование – применяется для защитно-декоративных целях.
Г) Меднение – для нанесения много-х защ-х декоро-х покрытий типа медь-никель-хром, а также для наращива-я толщины детали.
Д) Цинкование – используется как анттикоррозийное покрытие.
Покрытие полимерным мат-ом.
Полим-й мат-л испол-ся :
- Для защиты дет от кор-и повышения их износостойкости.
- Замен быстроизнашив-ся Ме дет.
Электроискровая обработка.
Метод основан на использовании электич эрозии.Используется для:
- для снятия Ме с дет из закалённых стале или из твёр-х сталей.
- для полу-я различ-х отверстий.
- для упрочнения Ме повер-й дет гранитом , хромом и т.д..
Пластическая деформация.
Применяется для – восстановления размеров и форм изнош-й дет, упрочнения поверхностей дет.
Виды пластич-й деф-ий:
1 Осадка – поперч-е сеч дет увел-ся за счет высоты.
2 Раздача – восстан-е нар-х размеров полых дет, за счет увел-я их внутрен-х размеров.
3 Обжатие- получение внутр-х размеров за счет < нар-х .
4 Правка- испол-ся для осст-я формы дет. В вагоностораении применяя-ся :
а) статичес-м способом в холод состаянии и с подогревом под прессом.
б) наклёпом с пом-ю пневмо молотка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.