Участок ремонта электрических машин. Объем обязательных работ при ремонте электрических машин. Отделение ремонта электрических машин, страница 2

Роторы машин постоянного тока устанавливаются на специальные верстаки с передвижной кареткой, обеспечивающей удобную установку ротора любого размера. На этих верстаках производится осмотр и дефектоскопия вала, замеры посадочных мест подшипников, проверка состояния активного железа, осмотр и выявление дефектов обмотки, бандажей и коллектора. Дефекты валов устраняются в основном вибродуговой наплавкой под слоем флюса с последующей проточкой и фрезеровкой шпоночных канавок. Для восстановления посадочных мест подшипников, имеющих небольшую выработку (до 50 мк), применяется полимерная пленка-эластомер ГЭН-150. Особое внимание при этом уделяется подготовке поверхности деталей. Поверхность обезжиривается бензином Б-70 и протирается ацетоном. Затем не раньше, чем через 10 мин после обезжиривания (время, необходимое для испарения растворов), кистью наносится слой эластомера вдоль образующей поверхности деталей. Второй и третий слой эластомера наносятся после сушки на воздухе в течение не менее 20 мин после нанесения предыдущего слоя. Каждый слой имеет толщину 10-15 мк. Больше трех слоев наносить не рекомендуется.

После нанесения необходимой толщины полимерной пленки деталь нагревается в печи для сушки обмоток до температуры 110-140°С и выдерживается в течение 1-2 ч. После термообработки пленки допустимый натяг подшипника проверяется микрометром.

Оценка состояния коллектора, бандажей и обмотки ротора производится по четырем основным факторам: наличию подгаров, бороздок выработки и других видимых механических износов и повреждений; сопротивлению изоляции относительно корпуса; отсутствию межвитковых замыканий и переходному сопротивлению в местах пайки петушков коллекторных пластин.

Механические повреждения коллектора в допустимых пределах устраняются проточкой на токарном станке с последующей шлифовкой тонким стеклянным полотном. При глубоком подгаре нескольких пластин они заменяются с последующей опрессовкой коллектора. Перед опрессовкой коллектор нагревается до 100°С в печи для сушки обмоток. Продораживание коллектора и наложение бандажей выполняются на специальном станке, оборудованном фрезерной головкой и натяжным держателем с оттарированной пружиной. Сопротивление изоляции относительно корпуса проверяется мегомметром МС-08 с напряжением 2500 .в. Минимальное допустимое сопротивление изоляции 1 МОм.

Проверка на отсутствие межвитковых замыканий производится магнитным башмаком и легкой пластиной из магнитномягкого материала, перемещаемым по активному железу. В необходимых случаях уточнение места повреждения производится прибором ЕД-1 с индикацией поврежденного участка расхождением луча на экране осциллографа, для чего постоянный ток подается на диаметрально противоположные точки коллектора или к точкам, соответствующим полюсному делению для петлевой обмотки. При испытании волновой обмотки ток подводится к двум точкам, которые находятся друг от друга на расстоянии полюсного шага или же немного менее его. Щупы милливольтметра устанавливают поочередно на каждую пару коллекторных пластин. При плохом соединении концов обмотки с пластинами, а также при плохом соединении с хомутиками или петушками, прибор, подключенный к соответствующим коллекторным пластинам, зафиксирует значительно большее падение напряжения.