Железнодорожный транспорт в РБ. Состояние пассажирского и грузового парка.
Железнодорожный транспорт обеспечивает 94% грузооборота и 60% пассажирооборота, является госпредприятием, подчиненным правительству РБ. Правовые, экономические и организационные основы регламентированы законом РБ «О железнодорожном транспорте» действующий с 1999 г.
Задачами вагонного хозяйства является
- поддержание грузовых и пассажирских вагонов в рабочем состоянии;
- выполнение установленного плана ремонта вагонов;
- рациональное использование технических средств.
Состояние пассажирского парка
На первое января 2002 г. парк составляет примерно 1800 вагонов:
- мягких (пм) – 4%;
- жестких купейных – 30%;
- некупейных – 50%;
- открытой планировки – 10%.
С 1992 г. по 2000 г. списано 315 вагонов.
Обновление парка вагонов должно осуществляться :
1. закупка новых;
2. восстановление через КВР;
3. и первое и второе.
На 1.01.02 средний возраст пассажирских вагонов- 19 лет. Кроме того, существующий парк не отвечает современным требованиям по комфорту, надежности элементов и систем и приспособленности к техническому диагностированию.
Установлено, что затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт вагонов за жизненный цикл в 3-4 раза превышают начальную стоимость. Весь комплекс ремонтных работ осуществляет в РБ два ВРЗ. Отличительной особенностью вагоноремонтных предприятий является отсутствие предремонтных диагностик, следовательно, низкое качество ремонта.
Анализ данных о коррозийном износе кузовов показывает следующее.
Ко времени эксплуатации более 18 лет наблюдается существенное увеличение коррозийных повреждений. После 26 лет наблюдается резкий скачок повреждаемости всех элементов рамы и кузова.
Поэтому вагонам, не достигшим 23 лет эксплуатации и не прошедшим ремонт в объеме КР целесообразно проводить КВР с продлением срока службы на 15 лет.
Ранее вагоны исключались при 28 лет эксплуатации. В настоящее время действует документ «Инструкция по исключению вагонов из парка», который предусматривает обязательное диагностирование, а при необходимости прочностные расчеты перед выдачей заключения о дальнейшей эксплуатации.
Каждый 4-й вагон не вырабатывает установленный срок службы по следующим причинам:
- несовершенство конструкций и технологий при изготовлении;
- низкое качество ремонтных работ.
Средний срок службы вагона:
ГДР – 35 лет;
Польша – 31 год;
КВЗ – 27,5 лет.
Выводы:
Растет показатель «ВОЗРАСТ» вагонного парка;
1. С увеличением срока эксплуатации растет степень повреждаемости коррозией;
2. Внедрение диагностических средств на ВРЗ позволяет перекрыть доступ в эксплуатацию вагонов угрожающих безопасности движения;
3. фактический возрастной ценз при исключении вагонов из инвентарного парка указывает на низкую планку по времени эксплуатации вагонов ЦМВ;
4. Все перечисленные выше выводы приводят к одному заключению: центр тяжести по оздоровлению вагонов переходит на ВРЗ, кот. должны преследовать одну из главных задач – повышение качества ремонта.
Состояние парка гр. ваг.
В 1992 разделение парка гр.ваг.(было 1,5млн в СССР). Бел.ж.д. получила≈36тыс ваг., средний возраст ≈15,3г. С момента разделения парк уменьшился на ≈9тыс. ваг. Уменьшение произошло за счет исключения по техн. состоянию. Ежегодно уменьшение составляет ≈900ваг.
На 2002г ср. возраст 23,2г. Чтобы вернуться к возрасту парка 15,3 необходимо закупить >10тыс. ваг.
С истекшим сроком службы 28% ≈9тыс.ваг.
Нормативный срок службы литых деталей 30лет, эксплуатация таких тележек по странам СНГ и Балтии запрещена.
Решением комиссии Совета по ж.д.т. в 1999г Бел.ж.д. дано право продлевать службы тележек до 6 лет при наличии соотв-щего диагностического оборудования.
Бел.ж.д. в 1996г приобретено 86 и в 2002г – 88 цистерн.
Растущее количество ваг. с истекшим сроком службы могут создать ситуацию парализующую грузовые перевозки.
Показатель частота поступления в текущий отцепочный ремонт за последние 5 лет увеличился в 2,1 раза. Наработка на отказ снизилась на 30%.
Выходы: закупка новых ваг. и производство КВР, для этого необходимо перевооружать ВРП.
Система ТО груз. и пас. вагонов
Грузовые вагоны
В РБ существует планово предупредительная дифференцированная система ремонта. Плановык мероприятия по ремонту выполняются через определённые промежутки времени. Предупредительность системы заключается в том, что весь комплекс мероприятий направлен на предупреждение неисправностей.
Дифференцированность предусматривает установление времени между ремонтами в зависимости от срока службы. Существующая система предусматривает проведение: ТО без отцепки от составов; ТР1 и ТР2 – с отцепкой от состава. Деповской ремонт(ДР), капитальный ремонт (КП) и капитальный ремонт
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.