Управление оборотным капиталом фирмы. Нормирование оборотных средств. Показатели зффективности использования оборотных средств, страница 2

Коэфф-т оборачиваемости (К) показывает кол-во оборотов, совершаемых оборот-ми сред-и за год (полугодие/квартал):

К=Т/С.

Коэф загрузки обор ср-в (Кз)- показатель, обратный коэф-ту оборачиваемости (К). Характеризует величину обор-х ср-в , приходящихся на ед реали-й прод-ции:

Кз=С/Т.

Рассмотренные взаимосвязанные показатели оборачиваемости отражают эффективность использования оборотных средств.


Вопрос 16

Себестоимость. Прибыль. Рентабельность. Применение факторного анализа.

Себестоимость продукции- выраженные в денеж-й форме текущие затраты предпр на произ-во и реализацию продукции. Классифик-я основных затарт производ-ся по ряду признаков:

1.  первичные элементы затрат: материальные затраты (комплектующие, сырье, полуфабр-ы, топливо, энергия- приобретаемые со сторон); затраты на оплату труда (основная и дополнит-я з/пл); отчисления на соц нужды (отчисления в Пенсионн-й, Госуд-й, Медец-й, Социальн фонд); амортизация основных фондов (сумма амортиз-ых отчисленй всех произв-х основных фондов); прочие затраты (командировачные, налоги, сборы, оплата связи..)

2.  по способу отнесения затрат на себест-ть продукции: прямые расходы (на изготовл продукции-сырбе, энергия..); косвенные (содержание, эксплуатац оборудования, те общехозяйств-е расходы)

3.  по функцион-й роли в формировании себест: основныет (осн сырье, топливо, з/пл..); накладные (затраты на создание необх-х условий д/ функционирования произ-ва).

4.  от времени возникновения: текущие( на данный период); будующие (на данный период, но относятся на себестоим-ть продукции будующего периода); предстоящие (еще не возникшие, но  на которые резервир-ся сред-ва- оплата отпусков, сезонные расходы…)

Прибыль конечный фин-й результат предприн-ой деятельности. Представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль обеспечивает потребности самого предпр, его работников, гос-ва вцелом. Первоначально опред-ся общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предпр.

В состав валовой прибыли вкл-ся:

1.  + прибыль от реализации продукции

2.  - налоги

Валовая прибыль за вычитом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хоз деят-ти называется чистой прибылью.Чистая прибыль ост-ся в распоряжении предпр, используется им самост-но и направляется на дальнейшее развитие предприн-ой деятельности. Направляется на финансирование производ-го развития, удовлетворение потреб-х и соц нужд, финансир-е соц-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда и др цели.

Рентабельность- относит-й показатель эффективности произ-ва, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэф-в рентабельности лежит отношение прибыли (чаще чистой) или к затраченным ср-ам, или к выручки от реализации, или к активам предприятия. Т.е. коэф рентабельности показывают степеньэффективности деятельности компании. 

Показатели рентабельности:

1.  Рентаб-ть отд-ых видов продукции:

(прибыль на ед прод-ции/себест-ть ед прод)*100%. Харак-ет прибыльность разл-х видов проддукции.

2.  Рентабельность реализации (оборота):

(прибыль от реализации прод-ии/выручку от реализации)*100%. Показывает какой % прибыли получает предпр с каждого рубля реализации.

3.  Рент-ть активов (капитала):

(прибыль/совокупные активы)*100%. Характер-ет отдачу, которая приход-ся на рубль активов.

4.  Рентаб-ть собственного капитала:

(чистая прибыль/собственный капилал)*100%. Хар-ет прибыль, кот приход-ся на рубль собств-го капитала после уплаты процентов за кредит и налогов.

Применение факторного анализа.

Себестоимость, прибыль, рентабельность- эти понятия связанны между собой и оказывают прямое влияние друг на друга. Поэтому, внимание аналитика должно быть направленно на всю производственную среду вцелом. Изменение себест-ти, прибыли, рентабельности от реализации продукции формируется под влиянием след-их факторов: изменения объема реализации,изменение стр-ры реализации; изменение отпускных цен на продукцию; изменение цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменение уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. А так же вся совокупность производственно-хоз-ых факторов:

Уровеньорганизации производства и управления;стр-ра капитала и его источников; степень использования произ-ых ресурсов; объем, качество и стр-ра пролдукции.