1. Внешнеэкономические связи России. Основные тенденции.
Внешнеэкономические связи России в настоящее время включают следующие формы: внешнюю торговлю, совместные предприятия на территории России, совместные предприятия за рубежом; иностранные предприятия на территории России; международные объединения и организации; привлечение иностранной рабочей силы; научно-техническое сотрудничество; торговлю лицензиями и технологией; иностранный туризм;
Активный рост внешней торговли нашей страны начался в 70-е годы - разрядка международной напряженности. Однако структура внешней торговли оставляла желать лучшего: сырье и материалы составляли около 70%. В последние 25–30 лет наш экспорт расширялся за счет вывоза нефти и газа, а импорт – за счет ввоза продовольствия, преимущественно зерна и потребительских товаров. Широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой торговля услугами пришла и к нам. Созданы новые коммерческие банки и страховые компании, развиваются инжиниринговые услуги, возникают консультационные фирмы. В мире идет постепенное стирание экономических границ между странами, создается единый экономический организм. Доминирующий у нас бартерный обмен нефти и газа на зерно и товары народного потребления – это отсталая форма международной торговли. Полноценное участие нашей страны в этом процессе затруднено из-за низкого качества отечественной техники. И если наблюдается относительно стабильное положение в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и некоторых других производствах, также ориентированных на экспорт, то объясняется это не потребностями внутреннего рынка России, а потребностями в первую очередь внешнего рынка, мировой конъюнктурой.
1992 г в-1996 г., В экспорте России удельный вес сырья и полуфабрикатов увеличился с 86% в. до более 90% а доля готовых изделий из-за их низкой конкурентоспособности при этом поставки вооружений возросли. Наша отечественная промышленность с конкуренцией зарубежного партнера на внутреннем рынке страны столкнулась только в последние годы. В 1995 г за счет повышения мировых цен на российскую экспортную продукцию произошел прирост стоимостных объемов экспорта. Экспортная деятельность выступила своеобразным двигателем российской экономики.
Наличие товаров для экспорта создает возможности для импорта, притока иностранных инвестиций. Следует помнить и то, что полноценная интеграция России в мировую экономику возможна тогда, когда начнется процесс погашения внешних долгов. А это произойдет с помощью форсированного развития экспорта готовой продукции, для чего необходимо задействовать и научный, и технологический потенциалы промышленности.
2. Меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
1.Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. 2. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.
3. К административным - меры прямого ограничения экспорта и/или импорта. 4.К экономическим - например, политика установления таможенных пошлин; система налогообложения, курс валют и др. В России от применения административных мер и переход к экономическим мерам.
5. таможенно-тарифные (регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе"). 6. к нетарифным: лицензирование и квотирование, выполнение таможенных или административных формальностей ( на ограничение ввоза, являются 1 импортные налоги: пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы; сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества, 2 импортные депозиты - денежный залог под оплату таможенных пошлин, который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара).
В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке.
3. Таможенный тариф: его цели и функции. Ставки таможенных пошлин.
Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Порядок формирования и применения Таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ "О таможенном тарифе", вступившем в действие с 1 июля 1993 г.
Законом определены основные цели таможенного тарифа РФ: рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; беспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах определяются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.