В- третьих, нужно быть хорошим собеседником. Таковым считается тот, который побуждает других говорить о себе и о своих интересах и умеет внимательно слушать. Главная ошибка заключается в том, что многие люди говорят только о тех вещах, которые интересуют их, а ведь это может быть смертельно скучно для других. Неплохо научиться говорить с человеком о его делах, о его интересах, о его знакомых и друзьях, о его проблемах, тем самым заинтересовывая его и поддерживая разговор.
Третье положение пересекается со вторым. Оба они построены на эгоистичных интересах людей.
Слухи, слухи, слухи...
Четвертое правило. Завоевать и удержать внимание слушателей почти всегда можно при помаши достоверных слухов или рассказов из жизни людей. Оратор должен рассмотреть не большое количество вопросов и проиллюстрировать их рассказами представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения. Людей всегда интересуют разговоры о людях, о личностях. Не нужно далеко ходить за примером: вспомним бабушек на скамейке у подъезда. Обычно во дворе с соседями мы говорим не о чем- то, а о ком- то. Чаще всего в разговоре мы произносим личные местоимения: я, мы, он, она, ты, они, вы. « Я не могу пойти сегодня в институт». Или: « Он сказал. Она сказала. Они сделали что- то.» Рассказывая истории о людях, вы больше всего привлечете внимание своих слушателей. Излагая вещи на определенную тему, попробуйте привести примеры, связанные с людьми, с их деятельностью, с их поступками. Скорей всего ваши слушатели будут заинтересованы. Обычное выступление будет гораздо более успешным, если его заполнить интересными с человеческой точки зрения историями. Если иллюстрировать рассматриваемые проблемы конкретными случаями, то выступление всегда будет привлекать внимание.
Правило пятое. Будьте конкретны и определенны. Не нужно говорить расплывчато и обобщенно, лучше сразу переходить к делу.
Образы в речи.
Шестое: насыщайте вашу речь фразами, создающими образы, а также словами, которые вызывают перед вашими глазами целую вереницу картин. Чтобы вызвать интерес, нужно использовать слова, создающие целую галерею образов, проходящих перед нашими глазами. При таком подходе говорящего легко слушать. Русский язык очень богат словами, которые можно использовать в качестве тропов, создающих образ. Ведь с помощью метафор, антитез, аллегорий, метонимии, сравнений и даже гиперболизации наша речь становиться более красочной, интересной и привлекательной.
Мы знаем множество удачных сравнений и словосочетаний, ставших уже устойчивыми: хитрый как лиса, круглый дурак, твердо лобный, сесть в калошу, бедный как церковная мышь.
Очень трудно не обращать внимание на доклад с такими яркими и впечатляющими словами. Сравните, какие словосочетания больше заставят вас обратить на себя внимание: большие затраты и немыслимые затраты; непоседливая или шустрая как стрекоза; прозрачный поток или струя светлей лазури.
Контрасты и заинтересованность.
Седьмое положение заключается в том, чтобы по возможности использовать сбалансированные предложения и контрастирующие идеи. Контрасты возбуждают внимание слушателей.
Теперь восьмое. Всем известно, что интерес заразителен. Поэтому наряду с материалами, которые представляют интерес для аудитории, вы должны сами быть заинтересованы в том, о чем повествуете публике. Аудитория будет охвачена интересом, если сам выступающий им проникнуться.
Мелодика речи
Для привлечения внимания вы можете выделить голосом именно те куски речи, которые важны, а также наиболее интересные моменты, кульминацию вашей мысли, основные выводы, новые идеи. То, что вы выделяете, должно стать одной из главных точек, на которые вы хотите обратить внимание слушателей. Для этого используйте резонанс, паузы, доверительные интонации, изменение тона, тембра, громкости.
Глава 3 Не вербальные способы взывания интереса слушателей.
Теперь же вспомним о том, что кроме вербального пути общения существует еще и невербальный тип. Причем с помощью невербального общения передается 80% информации. А это значит, что внешний вид, мимика, жесты, телодвижения оратора, несомненно, оказывают большое влияние на аудиторию. Их первоначальное впечатление о докладчике складывается именно из того, что воспринимается невербальным путем. Поэтому было бы вам полезно знать, каким образом достичь того, чтобы ваши слушатели вели себя «положительно» и были заинтересованы в вас и в вашем выступлении.
Движение тела.
Движение тела открывают многое. Они говорят о вас то, что вы не можете выразить сознательно. По этому, чтобы не произвести плохого впечатления и не утратить интерес публики, не нужно нервно потирать руки, смотреть в пол, что то теребить руками, постоянно касаться волос, зевать, чесаться и уж тем более жевать резинку или собственную нижнюю губу.
Жесты.
Привлечь внимание слушателей вы можете и с помощью жестов. Жесты должны усилить значение слов, которые вы хотите донести до зала. Жесты должны быть естественными и должны прояснять смысл предложения. Жест, сделанный во время паузы, может быть красноречивее слов. Запомните, что открытая ладонь выражает приветствие и открытость, а протянутые вперед руки призывают его. Жесты на уровне груди- самые лучшие. Они создают впечатление силы, спокойности, властности и уверенности. Шпилеобразное положение рук означает уверенное и всезнающую позицию человека. Держа руки шпилем вверх, вы можете выражать свое мнение и излагать свои мысли. При этом вы будете выглядеть довольно уверенно. Но не нужно злоупотреблять жестами если вы слишком много поднимаете руки, они зарывают лицо и отвлекают внимание слушателей. Ваши жесты должны быть естественными, логичными и продолжением того, что вы говорите.
Контакт глаз.
Не забывайте о том, что вы должны смотреть на слушателей. Контакт глаз очень важен. Выступая перед большой аудиторией медленно переводите взгляд с одного лица на другое. Во время выступления каждый слушатель должен почувствовать, что вы обращаетесь к нему лично. Если даже люди не будут видеть ваших глаз, они будут знать, что вы не забыли посмотреть в их сторону.
Заключение
Итак, для завоевания интереса слушателей нужно уметь преподнести им и материал, и информацию, и себя. Чтобы хорошо выступить надо прежде всего этого лично хотеть, владеть методами, постоянно тренировать свою мимику и жесты. И все это использовать в совокупности, во взаимосвязи.
Список используемой литературы
1. Браун Л. Имидж и путь к успеху. С- Пб.: Питер, 1996.- 288 с.
2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность и влиять на людей, выступая публично. Рыбинск.: Рыбинский Дом печати, 1997.- 210 с.
3. Пиз А. Язык телодвижений. М.: Ай Кью, 1997.- 260 с.
4. Ягер Д. Деловой этикет. М.: John Willey & Sons, 1994,- 169 с.
[1] Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1997. - с.439
[2] Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей. выступая публично.-М.,1997. - с.438
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.